! Сегодня

Война и мать


Не так давно подруга моей крестницы сказала: «У меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный и сильный. Я заранее люблю его. Я представляю его голубые глаза, светлые волосы и широкую улыбку, как у его отца. Мне так хочется, чтобы он обрадовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Я буду прижимать его к себе и долго-долго не отпускать. Какой сладкий запах будет идти от его волос, как чудесно будет звучать его младенческий голос! Какое это чудо - быть матерью, рожать на свет человека, похожего на тебя и в то же время не похожего, заново повторить в нем себя, свою любовь…»
 Такие материнские чувства испытывает каждая женщина, вынашивающая ребенка. И каждая мечтает о его счастливом будущем.

Мать и сын

   А будущее так непредсказуемо: оно полно горя и скорби, потерь и боли... 

Жизнь имеет не одну сторону медали. В ней есть как хорошее, так и плохое. У каждого бывают моменты, когда всё рушится и идёт не по плану. 
В мире постоянно происходят войны, в которых гибнут прекрасные молодые парни, не успевшие познать вкус жизни.
Ни одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына!
 Война и мать… Два слова, две противоположности.
Слово "Война" вмещает в себя такие понятия как горе, страх, ужас, смерть… Война разрушает, убивает, приносит беду, горе, она забирает жизни.
Женщина рожает детей, мечтая об их счастливом будущем, то есть служит продолжению жизни.

Женщина-мать

Когда эти два слова: война и мать, две противоположности пересекаются, то женщина становится и мученицей, и великой подвижницей. На ее хрупкие плечи ложится принятие судьбоносных решений. Ей приходится брать на себя несвойственную, непосильную для женщины в мирное время, мужскую роль.
Моему поколению, слава Богу, не довелось испытать тяготы войны. Мы родились и жили в мирное время. А вот поколениям наших отцов и дедов досталось с лихвой. На их долю выпала Великая Отечественная война.
О войне я слышала с детства. Моя бабушка часто вспоминала о тех нелегких временах в своих разговорах. Хочется отметить, что во времена моего детства отношения между людьми были проще и душевнее, чем сейчас. Хотя в деревне люди жили бедно, двери домов всегда были гостеприимно распахнуты для родных и друзей. И у нас в доме часто были гости. Особенно в зимние вечера. Бывало, что засиживались допоздна. В задушевных беседах, как бы сама собой, всплывала наболевшая тема войны. Мы - дети (у меня есть два брата и сестра) с интересом прислушивались к рассказам о войне. Но до поры до времени, возможно, из-за малолетнего возраста, вся эта тема воспринималась мной, как художественная литература, как далекое прошлое, которое уже никогда не повторится,  и не затрагивала моей души.
Но, однажды я увидела, как моя бабушка расплакалась. На мой вопрос: «Что случилось?», - она ответила: «Я вспомнила свою молодость в годы войны». Потом со слезами на глазах бабушка  рассказала мне четверостишие:
Давно отгремела победой война.
Из пепла восстала родная страна.
Успела молодка прабабушкой стать,
Но боль эту в сердце никак не унять.
Эти слова и её плач потрясли меня. Душевная боль бабушки передалась мне. Война впервые коснулась моей души.
Страшно!
То, о чем она рассказывала, - было в её жизни!.. И, к сожалению, я думаю ещё будет в жизни будущих поколений  …
Каково провожать на войну своих сыновей?
Лично я до сих пор вспоминаю те тревожные дни, когда наших солдат и офицеров отправляли в Афганистан…  Мой муж в те годы был военным офицером. Слава Богу, нас та война обошла стороной. Но, для многих семей она стала трагедией.
Судьба некоторых до сих пор не ясна. Их родители, близкие родственники, однополчане, одноклассники ждут правды, пусть горькой, плохой. Они хотят узнать, что произошло в те далекие годыДля кого-то всё исчерпывается фразой: «При невыясненных обстоятельствах».

Конечно, пропавших без вести, сравнительно, не так много. Но кому от этого легче? Тут нельзя сравнивать: много или мало. Для матерей - это сыновья (тихие, любимые, для некоторых - единственные), а не цифры статистики.
К сожалению, в горячие точки, как правило, отправляли молодых новобранцев, а не опытных офицеров.
Хотелось бы задать вопрос: много ли нашлось офицеров, отдававших приказ чужим детям идти в бой (они ещё и жить-то не научились, не то, что воевать), осмелились потом привезти гроб в дом его матери, и, не отводя глаз, объяснить ей, почему он стоит перед ней с ящиком вместо живого сынаНет. В основном это делали за них другие…
Несколько лет назад я где-то прочла статью ветерана Афганской войны, который рассказывал, что правду о той войне умалчивали… У военных журналистов, освещавших события были четкие инструкции, полученные в Москве. Ни одна строчка из Афганистана не могла появиться в газете без штампа военного цензора. Ветеран писал, что многие из тех, кто, наслушавшись идеологических призывов, рвался в Афганистан, искренне веря, что едут исполнять «интернациональный долг», проклиная западных империалистов, которые якобы не давали поднять голову народу, который сбросил иго угнетателей, по приезду начинал понимать всю пропагандистскую ложь: и про долг, и про все остальное.
Мне запал в память его рассказ о том, как после ранения он попал в госпиталь. Окна его палаты выходили на «Черный тюльпан» - похоронную службу контингента. Это был ангар с крышей, обнесенный забором. Цинковые гробы для погибших, сколоченные из грубо обструганных досок, были штабелями сложены во дворе.
Ему пришла мысль: «Беда, что политики оперируют абстрактными категориями, а похоронная команда - молотком и гвоздями. Первые «спасают» «лицо» великой державы, вторые - закрывают цинком изувеченные, распухшие на жаре лица мертвых мальчишек, которые продолжают погибать в кровавой бессмысленной мясорубке.  И никто не задумывается о цене человеческой жизни. Никто не думает о том, что за каждым погибшим солдатиком стоит мать, которая его растила, конечно же, не для войны, да ещё за чужую страну».

Дорогие! Что наши скорби в сравнении со скорбями матерей, дети которых оказались на войне!?..

Мать и сын

Баллада о матери (аудио стихотворение) в сопровождении видео - ряда документальных фотографий:




В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 


Самый читаемый рассказ в блоге:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога