! Сегодня

Материнство глазами художника


Наталья с болью в глазах пыталась передать чувства, которые нахлынули на нее во время недавнего путешествия.
 - В тот день мы с семьей возвращались из Минска, куда специально ездили на выставку художественных произведений «Материнство – ты прекрасно!».

По пути домой решили сделать остановку возле города Жодино: прогуляться по парку, перекусить на природе, передохнуть от городской суеты.

Самое удивительное, что я не впервые оказалась рядом с бронзовым монументом «Мать», но, никогда ранее я не чувствовала такой обжигающей боли в груди от созерцания образа матери с ее пятью погибшими сыновьями. 

Раньше монумент воспринимался мною, просто, как историческое свидетельство реальных человеческих судеб, как памятник, символизирующий подвиг во время войны, и не более. Я не пропускала увиденное через свое сознание, не принимала близко к сердцу, не углублялась умом в суть трагедии.
В этот раз я впервые задумалась о том, что Мемориал посвящен, в первую очередь, подвигу матери.
После увиденных несколько часов назад экспозиций на выставке, моя душа, наверное, особым образом была готова переживать тему материнства во всех его ракурсах.
День был выходной. В парке собралось немало людей. Одни гуляли семьями, другие – парами; было несколько групп молодежи. Многие из них фотографировались на фоне монумента, некоторые, как будто бы не замечая его, фотографировались на фоне ярких клумб из сальвий и разноцветных петуний
Я с особым трепетом в душе подошла к мемориалу, обвела взглядом скульптуру матери, рассмотрела скульптуры сыновей, пытаясь найти в них общие черты… Потом опять взглянула на мать, которая была чуть-чуть поотдаль от детей: она как бы шла вслед за ними… И, когда я посмотрела в ее глаза, - в моем сознании забурлили противоречивые мысли от контраста, увиденного на художественной выставке в Минске (где материнство подавалось с посылом, что быть матерью - это постоянное счастье), и от трагичности судьбы матери, на чью долю выпало оплакивать смерти своих детей…
Размышляя над горем этой матери, чьи дети погибли на войне, я постепенно переключилась на рассуждения о трагичности судеб матерей в целом, в том числе и в настоящее время.
В моем сознании молниеносно пронеслось множество картинок матери с ребенком от момента его рождения до момента взросления. И, чем больше я думала, тем глубже, тем реальнее в моей душе разгоралось настоящее пламя материнской боли.
Образы героических женщин-матерей в моем уме с детства сформировались, как образы книжные, потому что основывались  на  созданных писателями, скульпторами, поэтами художественных символах сильной самоотверженной русской женщины в периоды переломных моментов в истории человечества, в которых мать представлялась гордой и благородной, несмотря на трудности судьбы.
А по сути, ведь, женщина по природе своей в любой ситуации остается хрупкой, ранимой и слабой. Только ради своих детей она готова «взвалить» на себя тяжкую житейскую ношу.
Во все времена (и во времена войн, и в мирное время) мать - символ вечности, святости, тепла и всепобеждающей любви. Это –символ продолжения жизни!
Огромное количество матерей, уже с момента вынашивания детей, в своем сознании строят планы на счастливое будущее для них. А по факту, во все времена, они сталкивались с множеством материнских скорбей: у одних дети болели, у других, - вырастая, приобретали разного рода зависимости, переживали скорбные обстоятельства жизни, у кого-то не складывалась личная жизнь… А то, что многим матерям было суждено похоронить, а потом посещать могилку своего ребенка, - это  сверхтрагедия, - об этом и разговора нет.
Понять всю степень разрывающей душу скорби от трагедии, коснувшейся твоего ребенка, может лишь та, которая это пережила.
Отходя от Мемориала, я ощутила, что моя кожа покрылась мурашками, а в моем теле появился озноб.
Когда мы подошли к машине, - я поняла, что ехать за рулем не смогу …
Муж тоже заметил, что я нехорошо себя чувствую…
Сев в машину, желая успокоиться, я закрыла глаза и мысленно вернулась к картинам, увиденным на выставке…
Главными героями картин были женщины и дети, где женщина в основном изображалась, -  как мать, вынашивающая в своей утробе будущего ребенка, как хранительница семейного очага, как верная жена, как воспитательница своих детей.
Перед моими глазами «предстали» малыши, сладко дремлющие рядом с молодыми и красивыми мамами, наблюдающими за ними (в самом соку, полностью созревшими для материнства), которые сменялись картинами, где мамы со своими  малышами занимаются домашними делами: вместе развешивают постиранное белье, едят, отдыхают, гуляют, играются на пляже.








Это были очень пронзительные картины, наполненные уютом, теплом и светом.
Причем женщины, как мне казалось, не «стремились» выглядеть идеальными: они были без макияжа, «носили» свободную домашнюю одежду. Эта красота - она особая, она – полная противоположность красоте тех женщин, которые смотрят на нас со страниц глянцевых журналов.
Тайна материнской красоты тревожила человечество на протяжении всей истории его существования, она волновала, вдохновляла на творчество многих художников, скульпторов, композиторов, поэтов.
Каждый художник пытался постичь тайну священных уз связи между матерью и ребенком, и каждый открывал это по-своему.
Вспоминая эти экспозиции, я подумала, что рисунки счастливой матери настолько умиротворяют, что их можно применять в качестве терапии, потому что смотреть на эти изображения было приятно - исчезало напряжение, улучшалось настроение, в сознании возникали картинки из своего далекого детства и появлялось ощущение домашнего очага.
Мне подумалось, что на основе произведений искусства, в моем глубинном сознании отложился именно такой образ матери, - счастливой. Ведь, в целом, в большинстве художественных произведений (в народных сказках, песнях, стихах и литературных произведениях) облик матери представлен нежно, тепло.

Я рискну предположить, что большинство матерей, в действительности, осознают, что дети - это их счастье, и каждую ночь они ложаться спать с чувством благодарности за то, что Господь дал им радость материнства, они молятся о счастье своих чад.
Образ матери, который я созерцала, стоя у Мемориала (образ героической матери), представлен реже, в основном в произведениях о войне, поэтому в сознании он откладывается, как исключительный.
По возвращении домой, я долго не могла отойти от нахлынувших чувств.
Я много размышляла над чувствами матерей, которые постоянно испытывают вину за неудавшиеся судьбы своих детей, и всю жизнь живут в беспокойстве и тревоге за их будущее.


Что я хочу сказать?

По результату своих размышлений я сделала определенный вывод.
Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, что тема трагизма материнской доли полностью не раскрыта. У меня появилась мысль, что она вуалируется с определенной целью, потому что для продолжения рода нельзя страшить будущую мать вероятностью уготованных для ее детей суровых испытаний.
Нам навязывается важность воспитания, как фактора, влияющего на будущее ребенка.  Правильно воспитываешь ребенка - гарантируешь ему счастливое будущее. Общество пытается убедить молодых людей, что человек - сам кузнец своего счастья.
По факту, теме душераздирающей материнской боли посвящено не так уж много произведений искусства. А она ведь имеет место быть.
Если скорбящая мать изображается, - то, чаще всего она представляется на фоне героических поступков ее детей (Монумент, который установлен в парке города Жодино, несет такой же посыл). Душевная боль матери, как бы отодвигается на второй план, как бы оправдывается героизмом, необходимостью, неизбежностью… Боль матери, которая хоронит сына-героя, занижается громкими словами: "Мол,  вы можете гордиться сыном... "
Так и хочется закричать: "Матери нужен не Сын-герой - ей нужен сын живой!"
Возможно, в ваших глазах я покажусь дерзновенной, но в те минуты размышлений, мне подумалось о подвиге Божией Матери…
В момент распятия Ее Божественного Сына Она пережила нечеловеческую боль. О том, как Она страдала, конечно, говорится много… И все же, «между строк» чувствуется посыл: Она идет навстречу своей трагической судьбе промыслительно, - чтобы люди были счастливы. Божья Матерь, как бы, ожидаемо должна была отдать своего Единственного Сына на страдание и муку... ради спасения человечества.
Это воспринимается, как неизбежность, у нас появляются мысли, что Она не могла избежать скорбной участи, потому что такова была воля Бога-Отца.
Конечно,  так оно и есть!
Но, у меня появилась мысль, что подвиг Женщины – Матери не нужно умалять никакими посылами. 
Глубину боли, которую переживают женщины о своих детях, знают только они.  Не позволительно считать, что если у детей жизнь не сложилась,  то скорбь такой матери  естественна.
Миф о том, что материнство – это женская обязанность, и что выросшие дети больше принадлежат обществу (у православных - Богу), … меня не вразумляет.
Насколько мощнейшая связь между матерью и ребенком, - знает только мать. Это -  абсолютная любовь, любовь, - не знающая ни возраста, ни смерти!

Несокрушимая готовность защитить свое дитя любой ценой, которая горит внутри матери, подобно открытому огню, - не может умаляться никакими оправдательными посылами.

Быть матерью – значит, носить свое сердце не только внутри себя, но и в телах своих детей.
Расхожая фраза о том, что мать готова отдать жизнь за своего ребенка, становится до конца понятной лишь тогда, когда ты - сама мать страдающего ребенка.
Ни один мужчина, (и даже мать, дети которой по счастливой случайности не пережили больших потрясений), - как бы они ни представляли себе, что чувствует мать больного ребенка, или мать ребенка, оказавшегося в местах лишения свободы, а тем более мать, потерявшая ребенка, - не могут представить меры той боли… которую познает такая мать.
Умножьте свои представления в триллион раз – и этого все равно будет мало. Потому что эта боль безмерна!

Есть, конечно, матери, лишенные материнского инстинкта. Но,  это – исключение. Это  – психологическая болезнь.
Большинство матерей - просто обычные люди, которые не готовили себя к тому, что их подрастающие дети станут для них настоящим испытанием…
Рассуждая обо всем этом, я вспомнила, как когда-то обижалась на маму, которая, на мои жалобы, что младенец орет все ночи напролет, или что он целенаправленно писает именно тогда, когда я только что переоделась, отвечала мне: «Однажды ты будешь по этому скучать. А время младенчества своих детей будешь вспоминать, как лучшие годы твоего материнства». Я подумала: «Как же ты, мамочка была права!»


Послесловие:

После рассуждений Натальи мне хочется вернуться к реалиям жизни и порассуждать о материнстве в целом. 

Материнство - трудный, и в то же время очень вознаграждающий труд.
В жизни матери есть моменты, которые она не променяет ни на какие сокровища. Можно назвать немало особенно радостных моментов, связанных с детьми: первая улыбка, первые шаги, благодарное "спасибо, мамочка“, нежные объятия маленькими пухленькими ручками.
Но, в то же время, у матери, посвятившей себя детям, остается очень мало времени на себя и на общение с подругами. Визиты в салоны, расслабляющие ванны сменяются быстрым душем, вместо романтических ужинов, - еда на скорую "руку".
Несостоявшиеся поездки, не увиденные красоты, неосуществленные карьерные планы...
К сожалению, чтобы предаться материнству, женщине приходится жертвовать многим. Но, должной оценки в обществе этому труду нет. Матери, полностью посвятившие себя семье, иногда чувствуют, что в современном мире (в котором зарабатывание денег в большом почёте), на них смотрят искоса, даже свысока.
Хорошее образование, карьерный рост всячески приветствуется, даже если финансовое положение женщины позволяет ей не работать.
Ведь немало женщин идут работать не по причине нехватки средств на содержание семьи, а для собственного самоутверждения.
Ушла в историю эпоха, когда почти каждая семья была многодетной.

 

Материнство – это ответственность.
Материнство – это доброта.
Материнство – это красота и гармония.
Материнство – это мелодия жизни. 
Материнство – непреходящая ценность.
Материнство – это единство природы.
Материнство – это, поистине, тайна.

     

Материнство. Видео.

Душевная музыка, тёплые картины...



                         В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни,  о паломничестве в Лавришевский монастырь.

Подписаться  на блог, а также для  получения уведомлений о новых публикациях в блоге, можно по ссылке, которая находится вверху справа 
(на мобильных телефонах подписываться, перейдя на веб-страницу), 
(для перехода в веб-страницу- нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть по окошку "открыть веб-версию")

7 комментариев:

  1. Пусть все мамы на земле будут счастливы, а беды решаемые, даже представить страшно, не дай Бог никому пережить.

    ОтветитьУдалить
  2. @Елена Я очень благодарна за то, что мой блог читается, а еще более благодарна за оставленный отзыв.

    ОтветитьУдалить
  3. @Елена К сожалению, в моем блоге многие оставляют комментарии Анонимно. Теперь ГУГЛ "ругается" на анонимность. Мне приходится их удалять.

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога