! Сегодня

По-светски - бумеранг, а по-христиански - расплата за грехи.

 


Почти все люди, умные или не очень умные, знают (или предполагают), что в мире, во всех его проявлениях, поддерживается баланс сил.

Специалисты в области энергетики и космоса давно доказали действие правила бумеранга, согласно которому, любое действие всегда возвращается назад.
Специалисты в области человеческих отношений (в том числе религиоведы) считают, что каждый поступок человека, и даже каждое его слово, принесут свои последствия в будущем, и естественно, повлияют на качество жизни. 
Причем неважно, хороший это был поступок или злой. Всё сделанное нами, сознательно или бессознательно, по злобе или по глупости, - неизбежно к нам возвращается.


В этот раз я хочу рассказать историю простой деревенской женщины. Назову её бабушка Анна. До недавнего временм я почти ничего о ней не знала. Каждое воскресенье я видела ее в храме. Она всегда стояла в одном и том же уголочке, редко с кем разговаривала, по окончании службы  иногда подходила к священнику за благословением.

Чем она выделялась из толпы? В ее осанке угадывалась былая грациозность и стать... Я не знала ее возраста,  но, мне почему-то казалось, что ее  лицо было морщинистым не по возрасту... Одета она всегда была   в черный или серый цвет... 

Что в этом удивительного? Ничего... Всем известно, что деревенские женщины отцветают рано: чем жизнь труднее, тем больше следов на лице. 

Забегая наперед, скажу, что после услышанной истории ее жизни, я неожиданно встретила в «Одноклассниках» две фотографии, которые выставила её старшая невестка. (Первая фотография была подписана так: «Сегодня моей любимой свекрови исполнилось 75 лет». А вторая - «А вот такой она была пятьдесят лет назад»…)

Признаюсь: я обомлела! Редкая красавица!

Ведь впервые я её  увидела согбённой бабулей в выцветшем чёрном платке: сухонькая до прозрачности, смуглая до черноты. Поражали только глаза:  синие, глубокие, добрые.  Взгляд теплый, но  болезненно потухший....

Когда кто-то произносит выражение "деревенская бабуля" – то  перед глазами незримо мелькают именно такие лица.
Пятьдесят лет назад - это была девушка «кровь с молоком»: яркая, густобровая, с волнистыми пышными волосами!
А  теперь  – седая,  согнутая жизнью.
При нашей встрече (в паломнической поездке) бабушка Анна с грустью поведала:
- Я родила троих сыновей. Мечтала об обеспеченной спокойной старости. Наша семья по деревенским меркам была стабильной, зажиточной. Мы все были очень работящими... И мы с мужем, и дети были рукастыми, физически сильными, очень ответственными. Сыновья, правда, были   немного жёсткими в отношениях со своими жёнами.

- А почему вы говорите: «дети были»?, - смущённо спросила Наталья.

- Я, детка,  уже всех похоронила.
После этих слов бабушка Анна замолчала. Но, ненадолго.
Позднее мы поняли, что ей очень хотелось рассказать о своей нелёгкой женской и материнской доле.
И вот она продолжила:

- Наши дети не выделялись ни тягой к учёбе, ни к наукам, но они жадно впитывали те знания, которых требовала сама жизнь. Их мир был очерчен кругом деревни, будто за её границами ничего более нет.

Нет-нет, они, конечно, и читали, и телевизор смотрели, но как-то уж очень выборочно. Только то, что может пригодиться. 

Они гордились тем, что всегда работали руками, что этим рукам была подвластна и тяжёлая техника, и лопата, что эти руки могли выдоить сотню коров. У нас была работящая семья с чувством гордости за свою "рабочесть", чего практически не встретишь нынче.

Мужа своего я похоронила рано. Рак съел.

Детей пришлось хоронить уже без мужа.

Старший сын Ваня  женился на учительнице русского языка и литературы. Она приехала в нашу деревню сразу после окончания института, по распределению.  Он был красавец! Жили они дружно. Но, невестка не пришлась мне по душе. Уж очень была неземная. От неё я впервые услышала слово «сентиментальность». Было это в праздник 8-ое Марта: она  пожаловалась мне на моего сына, что он очень приземленный, не романтичный, а ей так хочется «полетать душой».
- «Отлетала» ты, дорогуша, тебе скоро тридцать лет, пора опускаться на землю.   Романы все читаешь... Книгами детей кормить не будешь, - отрезала я ей тогда. - Пора уже научиться деревенскому труду.
Мне не нравилось, что все домашние дела правил мой Ваня, а Лена (невестка) по вечерам читала детям книги, под предлогом, что они, девочки, должны быть интеллигентными,  она так прививала им  культуру и знания.
У неё в руках, можно сказать, всегда была книга. И даже, когда она садилась кушать. Такая вот совсем интеллигентная вредная привычка - есть за чтением. Книги Астафьева, Шолохова, Шукшина, Васильева.
Однажды я увидела, как она вытирала слёзы, сидя над книгой Васильева "Не стреляйте в белых лебедей".
Я не смогла тогда удержаться: «Живёшь чужими жизнями, книжными, а мужа не замечаешь».


Невестка отреагировала странно, она убрала книгу и засуетилась. Застыдилась что ли.
Меня просто раздражала её грамотная, чистая речь - с массой поговорок и присказок, вопреки привычно-деревенскому произношению. Если для всех были "шофера и директора", то невестка произносила четко "шофёры, директоры". Меня раздражали её движения - без суеты, неторопливые, полные какого-то непостижимого внутреннего достоинства...
Меня напрягало в ней всё, и даже то, что она была такой интеллигентной, не пригодной, что ли, для деревни.
Короче, что вас томить…
Благодаря моим жужжаниям, они скоро развелись.
Сын после развода впал в уныние, ушёл в себя… Стал выпивать. Потом пристрастился так, что по - пьяни, наложил на себя руки.
Во всём произошедшем я, конечно, винила бывшую невестку: мол, оставила его в одиночестве.
Средний мой сын женился в двадцать восемь лет на деревенской девчонке, которая умела делать всё. Но, она была очень остра на язык. Они бранились и днём, и ночью:  могли поругаться, обидеться друг на друга, даже подраться, а потом недели две не разговаривать вообще. Я про себя называла эту невестку словосочетанием «настоящее исчадие ада».
Однажды после очередной ссоры сын, чтобы не находиться в выходные дни дома, - поехал со своим другом на рыбалку; там они хорошо выпили, потом сели в лодку, - и оба утонули.
Детей завести еще не успели. Невестка очень скоро вышла замуж и уехала из нашей деревни.

Младший сын жениться не успел... Он был некрасив: весь в моего свёкра. Коренастый, невысокий, с крупными чертами лица, такими, будто бы их нарочно собрали на маленьком лице. Непропорциональный нос, крупные губы, маленькие глаза под низкими бровями.

Когда он вернулся из армии, я на подсознательном уровне стала ждать, что с ним непременно что-то должно случиться: какое-то горе.
К тому времени, похоронив мужа и двоих сыновей, я о многом успела поразмышлять: почему с моей семьёй произошли такие события?
Я много анализировала свою прошедшую жизнь.
В глубине души я прекрасно знала и уже верила в неизбежность кармы.
Так и случилось.
Младший сын, празднуя Новый Год, остался ночевать у друга. Там они, выпившие, растопили печку, и легли спать. Друг ночью проснулся и пошёл к подруге, а мой сын во сне угорел.

Все втроем ушли из жизни по-пьяни...

Оставшись в этом мире одна, долгими бессонными ночами, я очень много размышляла. Я  рассуждала о своих предках и понимала, что карма существует.  Раньше, в суете жизненных будней, я не задумывалась об этом.
Моя мама перед смертью рассказала мне о своём страшном грехе. Она проклинала свою свекровь за то, что та любила и защищала своего единственного сына - пьяницу (мой отец  всю жизнь пил, по пьяни и умер).
Когда родилась я, моя мама была очень рада, что родился не сын, а, значит, я не унаследую порок своего отца.
На похороны своей свекрови моя мама даже не пошла. До такой степени ненавидела её.
По сути, ни за что.  За то - что та была несчастной матерью своего непутёвого сына.
Но, когда та умерла, мама переехала в дом своей свекрови с новым мужчиной, оставив спивавшегося папу одного в доме. (Причём, позднее я узнала, что мама обращалась к бабке-колдунье, чтобы приворожить себе чужого мужа.)
Мне отчим нравился. Ведь он не пил.
У них родился мальчик (мой брат). Вскоре после рождения с ним случился несчастный случай: он задохнулся, а мама всем сказала, что родился мёртвым.
Папа так и жил один и пил до самой смерти.
Теперь расскажу о своей свекрови, а потом и о своих грехах, которые (я не сомневаюсь) есть и у вас.
Когда умер мой муж, на похороны приехала моя свекровь.  И только тогда я узнала, что отец свекрови  служил в НКВД. Она упоминала о каком-то проклятии или грехе, что на лежит на их роду. Именно поэтому (считала она) у её сына была такая короткая жизнь. И такую страшную болезнь, как рак своего единственного сына, она воспринимала, как искупление грехов... 
Моя свекровь  предупреждала меня, что нужно обратиться к Богу, каяться, молиться...  Она говорила, что когда не станет её, скорбные дни придут в семьи её внуков, то есть моих детей. Это будет призвом Божиим...  Говорила,что не нужно этого ждать, нужно раньше поспешить в церковь.
Еще она говорила, что если у наших сыновей родятся девочки, то это будет означать, что проклятие рода искупилось скорбями.
Почему она так рассуждала, - я не знаю.
Ходили слухи, что свекровь ездила в какой-то далёкий монастырь и встречалась там со старцем.
Я ненавидела её за такое «пророчество»,  мне было обидно. Почему я должна расплачиваться за грехи рода своего мужа?
Но, когда пришли скорби в мою семью и в семьи моих детей, я тысячу раз вспомнила рассуждение своей свекрови до мельчайших подробностей.
Будучи в почтенном возрасте, я уже понимала, что и свекровь-то не мечтала о такой доле, которая выпала ей.
Так вот о свекрови...
Выросла она в детском доме. Её отец (НКВДшник) убил свою жену (то есть мать моей свекрови). Убил за то, что та постоянно увещевала его за жестокость к людям, за «продажность».
В детстве моя свекровь не понимала, куда делась её мама? Но помнила, как соседка, работавшая в детском доме на кухне, приносила ей за пазухой уворованные кусочки хлеба и картошку. А потом выкрала её и просто увезла. Они ехали куда-то на поезде очень долго. И оказались на лесоповале. В леспромхозе.
Моя свекровь вышла замуж, судя по всему, совсем молодой.

Отчество у свекрови было - не её. Поменяли. Почему? Кто теперь скажет.

Помню, подруги свекрови на её похоронах вспоминали, что она знала множество стихов. Была певуньей, её частенько просили спеть.
Я тоже помню, как она пела украинские песни. Почему украинские? Кто ж теперь скажет? Я по молодости лет не расспрашивала. Судя по яркой красоте, в роду у неё были чернявые, синеглазые предки. А уж русскими они были или украинцами? Может быть, её мать была украинкой.
Мой старший сын был похож на мою свекровь.
Помню, она рассказывала мне, что выходила замуж за мужчину на пятнадцать лет старше её, лишь потому, что надо было поднимать на ноги младшего брата, так она называла сына той женщины, которая выкрала её из детского дома, так как к тому времени ее приемная мать тяжело заболела.
Смена отчества – наверное, из тех же побуждений, чтобы не нашли родственники отца.
Благочестивая женщина, наверное, надеялась, что таким образом защитит девочку от небесной кары за грехи отца.
Но, нет. Судьба нашла и расплатилась.
Бабушка Анна вдруг расплакалась.

- Я так не любила свою свекровь при её жизни!

А ведь это она привила любовь к тяжёлому, адскому, деревенскому труду своему единственному сыну, моему мужу.
Моя свекровь была очень жертвенной… Впрочем, её никто  не учил: "Люби себя. Живи для себя".  Вот она и жила, как умела. Возможно, к великому счастью! Она жертвовала себя для названного брата, потом для единственного сына, а позднее - для внуков. У неё, наверное, в крови была жертвенность, полученная от убиенной матери!
Теперь я понимаю, что моя свекровь не жила, она существовала.
Но, всё равно я часто думаю о том, что стало бы со страной, если бы вдруг наши бабушки и мамы в лихую годину решительно взялись жить для себя? Если бы не отрывали последний кусок, чтобы накормить детей? Если бы не вкалывали на совершенно не женских работах. Если бы берегли руки, фигуру, кожу от ветров, морозов, труда?
Кто знает, а пришло бы  нынешнее время для дочерей и внучек? Время, когда можно позволить жить для себя!?
Моя свекровь была намного мудрее меня. Она никогда не ругала меня при сыне. И его при мне. Более того, его ворчания о пригоревшей картошке или неудачных пирогах, она  всегда осаживала: «Что ж ты взял за себя юную девчонку? Женился бы на тридцатилетней, они всё умеют».
И чудится теперь мне, что сама, прожив с нелюбимым мужем, она изо всех сил берегла нашу любовь. Любовь своего единственного и очень любимого сына... (А я-то приписывала заслуги нашей крепкой семьи  себе любимой). Из-за нас в старости лет она переехала из далёкой сибирской деревушки в Беларусь, купила захолустный домик, чтобы чаще видеться со своими внучатами, которых после ее смерти  пришлось мне хоронить…
И вот уже двадцать лет, как нет её на свете, но после всех пережитых мною смертей не проходит и дня, чтобы не вспомнилась она мне. Старенькая, сухая, потерявшая всю красоту на лесоповале, а потом в деревне, и все равно она была неизмеримо красивая... Русская женщина... Перед которой я так виновата…



А будут ли мои невестки с таким теплом вспоминать обо мне?
Старшая невестка второй раз вышла замуж за сироту. То только поэтому, думаю, поддерживает связь со мной.

Вернусь к своему мужу.
Он вырос на лесоповале. Я встретила его там, когда по комсомольской путёвке поехала строить Байкало-Амурскую магистраль.
Поженились. Приехали в Беларусь.
Так он оказался в нашей глухой белорусской деревне.  И со всем упорством принял деревню ее тяжёлым деревенским трудом. Принял так, что буквально растворился в нём. Растворился ещё, наверное, и из чувства самосохранения.
Теперь я часто думаю о том, что в физическом труде мы с ним пытались спрятаться не только от мира, но даже и от самих себя. 
Я не могу вспомнить, чтобы мы с ним радовались жизни. Разве что, когда корова растелилась…
Наша судьба - это слепок с истории страны. С ее лесоповалами, репрессиями, силой духа, жертвенной любовью, и ... вечным батрачеством…
Мы не жили ни для себя, ни для детей. Мы постоянно "пахали".

Я всегда осуждала соседей, которые не трудились так ревностно, как мы. Однажды наша молодая соседка пришла ко мне попросить молока, чтобы накормить новорожденного ребёнка, четвёртого в их семье, так я ей ответила: «Молока – то маленькому я дам, но, вам с мужем не мешало бы побольше  трудиться, чтобы столько детей прокормить».

Нагрубить я тогда  ей больше не посмела, но помню, что про себя осуждающе подумала: «Если бы напахались так, как мы, - то не до утех бы вам было...  только и знаете, что плодите детей».

Я всегда смотрела на их,  как мне казалось, всегда голодных детей, и думала, что у них нет будущего. Думала, что они вырастут, как и их родители, лодырями, и  скатятся в никуда.
Но, увы, соседские дети выросли достойными. Все хорошо устроились в жизни.
Я теперь много думаю о том, что трудиться нужно в меру. Нужно оставлять место житейским радостям.
Господь послал мне старшую невестку, которая увидела безрадостность нашей жизни.
Она, интеллигентная, образованная девчушка, «указала» мне на отсутствие в нашей семье сентиментальности, а я за это «выжила» её из своей семьи…
В результате, я сделала несчастным своего сына, и только на старости лет поняла, что я сама лишила его жизни.
Когда мы хоронили его, невестка с внучками, и со своим новым мужем, приехали, - очень тепло меня поддержали.  
До сих пор поддерживают.  
А у меня больше никого нету.
Вот такой, женщинки, бумеранг. Это слово я тоже узнала от своей образованной невесточки. Я-то всё считала, что это судьба, рок, расплата за грехи. Это - по-христиански. А по-интеллигентному,  это - бумеранг.
За любое преступление всегда приходит наказание. Так устанавливается равновесие во вселенной.
Я недавно услышала выражение: «Не спеши мстить, посмотри, как это красиво сделает жизнь».

 

Послесловие:

Я много рассуждала над судьбой этой женщины.

Рассуждала также и над своей судьбой.
Нам  удобно думать: что все наши несчастья -  расплата за грехи рода. Так проще: не за мои грехи, а за грехи моих предков.
Но, нам нужно помнить, что спустя годы, когда мы, возможно, даже забудем о своём поступке, за него придётся заплатить: моделируется точно такая же, или похожая, ситуация, в которой мы окажемся, с точностью наоборот, в другой роли. И от того, как мы с  когда-то поступили, зависит наша дальнейшая судьба.
Поэтому прежде, чем что то сказать, сделать, или ничего не сказать и не сделать, нужно спросить у себя, готов ли ты к действию Закона бумеранга в будущем?
Всегда найдётся кто-то, кто поступит с нами аналогично плохо, как и мы однажды. Мы, конечно, удивимся: «Почему? Господи! За что?»
Если нам когда-то было можно, то и судьба пошлёт того, кто преподаст отличный урок и справедливое возмездие.

Иногда люди проживают до старости, но так и не поймут, почему с ними происходят те или иные события. 

А всё это - удар от бумеранга, брошенного когда-то самими... Рано или поздно он  срабатывает, причем,  бъёт в самую больную точку.
В православии  это есть расплата за грехи.


Бумеранг

 Далее песня  "Время покажет"   в исполнении Ольги Цвентух в сопровождении фото-ряда:
Музыка Игоря Слуцкого,
Слова Александра Антыкова




(Справка: кликнув  Оглавление блога    - (кликнуть слева по сиреневому окошку ), вы перейдёте на Оглавление блога

В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 

Самый читаемый рассказ в блоге:


    В блоге иногда публикуются продолжения историй...

Напоминаю, для того, чтобы увидеть полный дизайн и содержание блога, необходимо перейти в веб-версию:
(на мобильных телефонах, перейдя на веб-страницу, для перехода в веб-страницу - нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть "открыть веб-версию").

На веб-странице работает функция "Поиск".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога