! Сегодня

Я хочу свободно дышать


    Молодая женщина лет тридцати пяти, подавая записочку в свечном ящики, услышав рассуждения пожилых женщин о событиях в мире, не удержавшись, вступила в разговор:
    - Мне не пришлось испытать ужасов войны, но я понимаю, что любая война ломает людские судьбы. Это - горе, страдания, слезы потери, кровоточащие сердца матерей. Я часто рассуждаю над судьбой своей бабушки, сын которой (мой дядя) героически погиб в Афганистане, над судьбой моей мамы - начала свой рассказ Анна. - Думаю, что только вера, надежда и любовь давали им силы жить. Хотя моя бабушка не была воцерковленной, она и в храм-то не ходила. Я помню ее рассказы о том, что в молодости она была комсомолкой - белоблузницей, по вечерам аккуратно конспектировавшей "Вопросы ленинизма". Она свято верила в то, о чем там писалось, и другим внушала «прописные истины», так как преподавала в школе историю. Она и сама не знала, что в душе была истинной христианкой, потому что все последующие поступки ее жизни были истинно христианскими. Я думаю, что ни одной евангельской заповеди она не нарушила, хотя никогда не читала Евангелия. И все из-за смерти сына…

        

    Ее уже нет в живых… Завтра будет пятнадцать лет со дня ее кончины.

   Два года назад умерла от ковида и моя мамочка. Видать, - не настолько от болезни, насколько от того, что она не боролась за свою жизнь. Она устала от жизни. На то время у меня уже родился больной ребенок. К ее закоренелой боли добавилась еще и эта, моя,  боль…
   Я сегодня приехала в монастырь панихиду по ним заказать. Хорошо, что вы подсказали про сорокоусты. За своего сыночка тоже закажу сорокоуст «о здравии»…
  Мне сегодня по дороге вспомнился один морозный январский вечер… Бабушка сидит у печки… Ее руки гладят альбом, по щеке медленно сползает слеза... «Скоро 15 февраля… Меня позовут на праздничные мероприятия... Для них он - герой... А для меня - моя не заживающая рана...», - почти шепотом говорит моя бабуля...
Грустная женщина
     На что моя мама возмутилась: «Мама, хватит жить прошлым! Я уже хочу свободно дышать! Я не знаю, кому из нас тяжелее: мне или тебе! Твой сын - хоть герой!..»
   Я слушала их и думала: «А как же я хочу свободно дышать! Так, как соседские Танька и Валька!» Мои подружки жили в полных семьях. Как же я завидовала их счастью!
    В отличие от мамы, в детстве я часто слушала бабушкины рассказы о годах двадцатилетней давности. Там…  война оборвала все ее надежды, оборвала веру в счастливую жизнь ее сыночка-первенца - Сашеньки. На несчастье своей дочери (моей мамы) бабушка внимания уже не обращала.
    
Бабушка и внучка
 Бабуля всю жизнь прожила воспоминаниями тех лет, когда в их доме родился долгожданный сынок. Счастье, любовь, вера и надежда поселились в нем. Шустрым и веселым рос мальчуган. А жизнь была сложной, работа - тяжелой, нелегкой; с утра до вечера приходилось трудиться родителям. 
  Сашка подрастал и становился помощником. Знал всякую деревенскую работу: ведра с водой таскал, огород пахал, коров стерег, дрова колол. Рано научился управлять машиной, уговорил отца. Шесть классов только закончил тогда, ... родители в кузове едут, а он сам в кабине, за рулем. Любовались отец и мать сыном, гордились, верили, надеялись…

   Когда бабушка говорила о сыне, она поднимала глаза на меня, и я видела, сколько в них нежности, любви и веры. 

   Забывая обо всем, я вновь и вновь слушала повторяющийся ее рассказ, и каждый раз передо мной представал мой дядя, хотя я не видела его никогда, но все о нем знала. 
    О своем отце я никогда ничего не слышала …
    У моей мамы был только один мужчина: ее возлюбленный, мой отец. Только один! Я стала многолетней, пристрастной и строгой свидетельницей ее целомудренной верности. Почему пристрастной? Я по своей глупости, в подростковом возрасте очень боялась, чтобы в нашей семье не появился отчим. Я была с мамой неразлучна и днем, и ночью, и я могу поклясться на всех священных книгах, что моя мама ни разу не изменяла моему отцу, которого я никогда не видела.

Мать и дочь

   Моя мама для меня - святая! Она всю жизнь несла свой материнский и вдовий крест, не поддаваясь мирским соблазнам. Хотя вдовой ее никто не считал. В браке с моим отцом они не состояли. 
     Мама несколько лет смиренно ждала моего отца, хотя почти никогда не рассказывала мне о нем. Я много узнавала по ее намекам, по оговоркам, по случайным деталям. Я догадывалась, что главной ее незаживающей раной было мучительное и постоянное сознание того факта, что они с отцом не были зарегистрированы. Казалось бы, пустяк, формальность. Но, для таких неверующих, и в то же время живущих с соблюдением всех христианских заповедей людей, какой была моя мама (ибо каждый хороший человек в душе обязательно христианин), этот акт официальной регистрации имел высший сакральный смысл, а запретное для нее венчание как бы происходило незримо, в невидимом горнем светлом храме.
   Так что, мама очень болезненно переживала, вернее, никогда не могла смириться с не легитимностью их с отцом брака, и единственным оправданием ее греха (а она, я уверена, в душе всегда считала себя грешницей, хотя, конечно же, не была ею),  единственным оправданием и смыслом жизни для нее являлась я, ее дочь, на которую она возлагала несбывшиеся (вернее, несбыточные) надежды.
    Но, речь, конечно, не обо мне. 
 Когда в Афганистане началась война, мама работала экономистом, познакомилась с моим отцом: командированным в наш город военным офицером. Влюбилась. Через месяц его призвали в Афганистан. Он должен был уехать. У них было три дня, чтобы натешиться друг другом. Мама, перекрестившись, поклялась отцу, что будет верно ждать его возвращения… Папа уехал, ничего не пообещав…  Вскоре она поняла, что забеременела.
    Моя мама много лет ничего не знала о своем возлюбленном… Хотя, спустя многие годы, пытаясь найти через его однополчанина хоть какие-то сведения о нем, узнала, что до войны у него была семья, в которой еще не успели появиться дети, и что он погиб в Афгане…
  Ко всей маминой боли добавилась обида на отца за то, что он не сказал ей о том, что был женат…
    Личная жизнь у мамы не сложилась. Она ее и не строила. Злые языки иногда даже упрекали ее, что это по ее грехам, что я и есть свидетель ее главного греха... 
    Так и жила моя мама с обидой на мужчин…

Одинокая женщина

    Но, какое значение имеют ее давние грехи и обиды?.. Имеет значение только одно - мамина несокрушимая верность. Ничего подобного я не встречала в своей жизни. Абсолютно все одинокие женщины, с которыми мне довелось быть знакомой, очень легко и быстро изъявляли готовность изменить своим бывшим мужьям, женихам и возлюбленным, даже если и не изменяли, то по глазам их было видно - они готовы, всегда готовы.
    А моя мама - никогда, ни с кем, ни разу, ни намека никому, ни малейшего повода не давала усомниться в своей недоступности. Приближавшиеся к ней мужчины содрогались от ледяного холода, которым она их обдавала.
  Иногда мне казалось, что моя мама даже по-мазохистски наслаждалась своим одиночеством. Она часто роняла фразу: "Тебе не в чем меня упрекнуть, доченька!".
    Спустя годы, уже, когда я сама развелась с первым мужем и вышла замуж второй раз, я стала горестно думать: да лучше бы мне было в чем тебя упрекнуть, моя мамочка, - лишь бы ты была хоть немного, хоть чуточку счастлива... 
    Но сейчас, когда у меня есть тяжело больной мой младший ребенок, я уже больше не думаю так. Я думаю, что мама была права. Я думаю, что на Высшем Суде ее признают абсолютно чистой и вознаградят вечным покоем и тихим блаженством.

    Я же на этом Суде, скорее всего, получу совсем иной приговор… Эта болезнь сына, наверное, и послана мне для искупления грехов.

  Когда моя мама умирала, ее лицо не было искажено гримасой предсмертной агонии.  На ее лице блуждала светлая улыбка счастья. Наверное, от того, что ее душа встретилась с душой ее возлюбленного.

    


    Ведь ни разу, ни разу за всю свою недолгую жизнь мама не нарушила клятву в супружеской верности, которую она даже не давала моему отцу, как законному мужу. С ним она и не жила-то в супружестве, в клятве верности она прожила с папой пару дней, успев дать мне жизнь.
 Сегодня многие политики и общественные деятели зачастую заявляют о бессмысленности и нецелесообразности ведения тех боевых действий в Афганистане, что,  по сути, умаляет и стирает из памяти подвиг советских солдат и офицеров. 
  Однако… всплывающие в моем сознании воспоминания о горе, пришедшем в нашу семью, из-за гибели дяди и отца, расставляют все на свои места… Они еще раз напоминают мне, что подвиг человека и патриотизм не зависят от политической подоплеки, а значит, люди обязаны помнить и хранить свою историю.
    Мне так хочется прокричать на весь мир: «Люди, храните жизнь, защитите мир от войны, берегите ВЕРУ, ЛЮБОВЬ матерей...  Не стреляйте в НАДЕЖДУ МАТЕРИ, родившей свое дитя для счастливой жизни!».
    Все матери мечтают свободно дышать, на всю грудь, а не задыхаться всю жизнь от боли потерь.

 

 Я хочу согреть сердце для всех,

Кому в прошлом обиды доставила.

Я хочу отогнать злые мысли от тех

Людей, которых страдать я заставила.

 

Я хочу хранить свои беды в себе,

Чтоб пред Богом предстать оправданной.

Я хочу забыть всё, что было во мне

И в той жизни моей неправильным.

 

Я хочу без стыда смотреть

В немые глаза отверженных.

Не хочу ни страдать, ни болеть
Из-за грешных дел мною сделанных.

 

Я прошу у Бога отнять у меня
Неприятные  воспоминания
О порочных грехах моих, не виня
Тех, кому причинила страдания.


 Я хочу свободно дышать,
Так чтоб сердце не было сдавлено,
Чтоб могла я дверь открывать
Тем, в ком мною память отравлена.


На страницах моего блога вы найдёте много рассказов, которые затронут глубины вашей души.

Кликнув по картинке ниже, в перейдете в новый рассказ:

Самый читаемый рассказ в блоге:

Рассказ "



Напоминаю, для того, чтобы увидеть  дизайн и содержание блога необходимо перейти в веб-версию:
(на мобильных телефонах, перейдя на веб-страницу, для перехода в веб-страницу - нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть "открыть веб-версию")


Пройдите далее, внизу есть стрелки для перехода на другие страницы.


1 комментарий:

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога