После поездки к дорогому моему сердцу Владыке Евсевию я уже несколько дней пребываю в невероятно благодатном умиротворении души, потому что каждая встреча с ним всегда оставляет в моей душе ни с чем не сравнимое чувство внутренней гармонии и какой-то легкости (о самой встрече напишу чуть ниже).
И именно в такой момент, вчера, мне позвонила моя знакомая (воцерковленная, много лет посещающая богослужения, причащающаяся), и сказала, что находится в очень удрученном душевном и духовном состоянии.
Разговор она начала так:
Разговор она начала так:
– Я не знаю, как мне не разувериться. У меня пропал запал. Это - не обида, не разочарование. Я даже для себя не могу объяснить. Надлом какой-то. Сейчас я элементарно заставляю себя читать молитвенное правило. В течении дня могу какими-то краткими молитвами молиться, а вычитывать полностью сложно. На причастие стало тяжело собираться. Застряла в этом состоянии и никак не могу выбраться. С батюшкой говорила. Он объяснял. Головой понимаю, что нужно трудиться, чтобы вернуть радость Богообщения, а на сердце пусто, тяжело. Не знаю, как с этим справиться. Ни с кем не хочется общаться. Ведь в ходе любого общения обязательно кого-то осудишь или, высказывая свое мнение, кого-то обидишь. Даже церковные Праздники и всякие общинные мероприятие стали бессмысленными.
женщина в храме |
Несмотря на то, что вокруг много хороших людей, мне не хватает обычного человеческого душевного общения. Мне важно выговориться. Мне от этого становится легче.
Раньше я старалась открыть свою душу священнику на исповеди, теперь перестала, исповедую только грехи. Выговорится не с кем.
Со своими внутренними противоречиями я боюсь обратиться к священнику, потому что заранее знаю, что он скажет, что всю проблему я создала сама, в своей голове. Все, что он может мне посоветовать: молиться, чтобы Господь вразумил. Я и сама знаю, что это единственный способ выйти из всех трудных жизненных ситуаций, однако, чем больше я размышляю о несправедливостях этого мира, тем больше противоречий возникает в моей душе, и молитва справиться с этим не помогает.
На что я ей ответила, что мне тоже очень знакомо такое душевное состояние. Я редко с кем могу поговорить откровенно о том, что волнует мою душу, потому что боюсь столкнуться с непониманием, с противоположной точкой зрения. Почему-то в обществе стало "не нормой" иметь свою точку зрения.
В моменты обсуждения каких-то острых тем в последнее время стало считаться правильным лучше промолчать или поговорить на какие-то отвлеченные темы.
А человек в это время ждет поддержки, сопереживания, сочувствия. Возможно, он не прав, возможно, ошибается в своем мнении, но, сейчас он думает так, как думает!
Если раньше я считала правильным посоветовать человеку, находящемуся в тяжелой жизненной ситуации, сходить в храм, то сейчас мне кажется, что в первую очередь нужно самой постараться окутать человека душевным теплом. Это - как первая медицинская помощь перед вызовом Скорой помощи.
Нам, людям, живущим регулярной церковной жизнью, иногда кажется, что всё то великолепие, что окружает нас в храме, и есть глубинная сущность Православия. Прямо по Достоевскому: «Красота спасёт мир». Зашел в храм, а там все проблемы рассосались сами по себе.
Да, безусловно, восхитительное пение хора, потрясающей красоты архитектура соборов и храмов, золотые облачения священства, древняя иконопись, колокольный перезвон, кадильные благоухания ладана, пламенные проповеди священников – всё это наше Православие, всё это умиляет, размягчает душу.
Да, это так. Но… Чудеса случаются не так часто. Для того, чтобы в душу пришли умиротворение и покой, зачастую попавшему в беду человеку потребуются многие годы, а ему нужна помощь и поддержка сейчас.
У меня иногда возникает мысль, что у нас есть риск всю свою церковную жизнь, выстроенную на соблюдении традиций и выполнении молитвенных правил, потратить на «растекание по поверхности», потому что мы не занимаемся главным – преображением своей души, мы не принимаем чужую боль, мы не сопереживаем ближним в минуты их сокровенной скорби.
Вот приведу аналогию. Идет война, гибнут люди. Близкие и далекие. Я ничего не понимаю в политике, я не знаю причин этой войны. Но, я знаю, что война - это плохо. Это - не по-христиански. Могу ли я высказать свое мнение? Нет! Даже православные люди, понимающие, что идет война между братьями по вере, люди, которых она не коснулась, - живут беззаботно, веселятся. Их чужое горе не волнует.
Ладно, пусть не волнует... Но, удивляет то, что и говорить об этом горе они не хотят. Мол, произошло неизбежное, это Господь так попустил...
Одна моя знакомая сказала, что войны в мире идут непрестанно. Например, в больнице идет та же самая война – война за жизнь. А у других людей в это время - самые прекрасные моменты жизни: создаются семьи, рождаются дети. А что здесь не так? Чужая боль не болит. Поэтому пока беда тебя не коснулась, не нужно страдать. Каждый из нас страдает в свое время.
Возможно, она права. Страдать не нужно. Но, сострадать - не мешало бы...
Вспоминается поговорка: «Сытый голодного не поймет».
Наверное, это об этом.
Лично мне кажется, иногда полезно "примерять " чужое горе на себе, чтобы не черстветь душой, чтобы быть благодарным Господу за то, что сие горе пока миновало тебя. (Пока!)
В моем духовном прошлом произошла страшная трагедия. В один миг у меня рухнула вся моя вполне благополучная жизнь. Вот так вот просто: еще вчера все было хорошо. Да что там вчера?! Час назад. Мы радовались, смеялись, любили друг друга, ходили на работу, ходили в гости, если мороженое... А потом раз – и все закончилось! Ад в моей душе показался мне адом на земле!
Это стало поворотной точкой на всю мою будущую жизнь.
С тех пор я молю Бога о том, чтобы никогда в жизни больше не пришлось пережить такой трагичный момент, когда час назад ты был вполне счастлив, а сейчас ты даже не на краю пропасти стоишь, а - уже в пропасти... Но, ты жив и понимаешь безысходность своего положения.
После нашего телефонного разговора, мне подумалось, что мне очень повезло, потому что на моем жизненном пути встретился замечательнейший священнослужитель, Владыка Евсевий, который в тяжелый период жизни утешил, поддержал, внушил надежду... А потом многие годы примером своей жизни учил, как нужно жить.
В минуты таких вот душевных метаний, у меня всегда была возможность рассказать о своем смущении человеку, который не только выслушает, но, и поймет меня, а главное - не осудит.
Буквально два дня назад перед этим телефонным разговором мы ездили к Владыке в Витебск.
Владыка не спрашивал нас, как мы соблюдаем посты, как молимся, не пропускаем ли мы богослужения. Он говорил с нами, сидя за столом, накрытым им простыми (но божественно вкусными) блюдами, на обыденные жизненные темы.
Находясь рядом с ним, мы ловили его глаза, полные любви к нам, впитывали его слова, характеризующие его отношение к жизни.
Владыка Евсевий для меня - это тот человек, на которого хотелось бы быть похожей в духовном плане, но, от которого я очень-очень далека...
О Владыке Евсевии я написала много теплых рассказов в своем блоге.
Одна женщина, почитав несколько рассказов, сказала мне, что я сотворила себе кумира.
А что в этом плохого? Да, я понимаю, что выражение "Не сотвори себе кумира" - это цитата из Бибилии. Но, там есть и продолжение : "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня."
Каждый человек имеет право на свое мнение.
Я могу быть не права, я могу ошибаться, но, я пишу то, что я чувствую и что переживаю в моменты наших встреч.
Думаю, что ни один из нас, верующих людей, не хотел бы, чтобы священник был для нас, «как все». Нам самим внутренне необходимы некоторый трепет, возвышенное отношение к носителю священного сана, потому что он является посредниками между нами и Самим Богом, поэтому общаться со священником нужно все же, благоговея перед тем даром, носителем которого он является.
Поэтому я считаю нормальным, когда дорогой сердцу священник возносится, как бы, на пьедестал...
С самых первых дней, когда я увидела Владыку, и до самых последних наших встреч, я ощущала и ощущаю, что это уникальный человек, без всяких сомнений.
В нем всегда присутствует собранность, упование на промысел Божий, желание оставаться Человеком с большой буквы в любой ситуации, жить в мире и гармонии с самим собой, несмотря ни на какие испытания.
Он очень строг к себе, в то время как, в отношении к людям, он проявляет человеколюбие, особую пастырскую деликатность и бережность.
Меня в свое время очень поразила его ненавязчивость.
В этот раз мне больше всего "запали" его добрые выразительные глаза.
На наш вопрос: "Скучаете ли по монастырю?", - Владыка ответил, что скучает по некоторым людям...
Его глаза в этот момент вдруг как бы расширились, засветились, наполнились отцовской нежностью и любовью.
На страницах моего блога Вы найдёте много рассказов из реальной жизни, которые затронут глубины вашей души.
Следите за моими публикациями https://follow.it/mamochka-dusha-bolit?leanpub.
Комментариев нет:
Отправить комментарий