! Сегодня

Скорби очищают душу

1. Вступление.
Я нашла в интернете стихотворение, посвящённое простой деревенской женщине Епистинье Степановой, родившей пятнадцать детей, из которых двенадцать сыновей и три дочки.
Перескажу историю очень кратко, её можно найти в интернете.
Пятеро детей умерли от болезней, а девять сыновей погибли во время Отечественной  войны, из них один от полученных ранений умер скоро после войны, а  один до сих пор считается без вести пропавшим.
В течение двадцати лет по окончании войны мать ждала весточек от своих сыновей, потому что похоронки приходили не сразу: трое сыновей долго считались пропавшими без вести.

    Дом Степановых находился на краю деревни, по окончании войны мать не отходила от калитки, вглядываясь в лица прохожих, поэтому у нее часто останавливались уставшие путники. Просили передохнуть. Женщина никому не отказывала. Каждого привечала, кормила. Надеялась, вдруг кто-нибудь принесет весточку о сыне... А еще она всегда приберегала лучшее яблочко, пирожок, в шкафу хранила бутылку водки на случай, если сегодня придет кто-то из ее сыновей… И так двадцать лет…                               
    Из документальных свидетельств: Вот как Епистиния вспоминала тот день, когда узнала, что кончилась война. «Шла я в станицу и встретила двух молодых парней. Веселые такие, смеются. Говорю с упреком: "Война идёт, люди гибнут, а вы веселитесь". " А они мне: "Бабка, война кончилась!" Я, как услышала, - корзинку из рук выронила, ноги мои подкосились, я упала наземь и говорю: "Земля, скажи же мне, а где мои сыновья?..  Не может быть, чтобы погибли! Не верю! Этого не должно быть!"».
Неграмотная Епистинья Степанова не умела ни писать, ни читать. Не могла грамотно излагать свои мысли, но зато мудрости этой деревенской женщины поражались многие.
Когда к ней приходили люди, чтобы пожаловаться на свое горе, она всегда говорила: “Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе станет легче...”
О ней писали книги, сняли документальный фильм «Слово об одной русской матери», с неё художник написал картину «Скорбящая мать», создан музей семьи Степановых.
2. Судьба современной женщины
Не так давно одна моя знакомая, много лет назад похоронившая сына, сказала:
- А давайте представим: что мы до глубокой старости дожили бы, не зная утрат, скорбей, предательства, болезней… Жуткой пустотой леденящей душу прохладой веет от ужаса бесцельности, беспечности, монотонности такой жизни… Если бы не было страданий, боли, горечи, тоски – это была бы не полноценная жизнь, а какая-то безжизненная пустыня, угнетающая сознание.
- А как ты смогла вернуться к нормальной жизни после такого большого горя? - спросила я у неё. (Я хорошо помню её в первые годы после похорон. Это была полностью отчаявшаяся женщина.)
- Жизнь и до смерти сына не подарила мне много счастливых дней. Смолоду я вкалывала на двух работах, за нищенские деньги, в свободное от основной работы время я подрабатывала везде, где предложат. Муж пил, заболел раком и умер. Что мне оставалось делать?
Когда погиб сын, - для меня закончилось всё! Закончилась жизнь. Мне хотелось броситься в реку, повеситься или отравиться. Друзья помогли с организацией похорон. Похоронили его на кладбище рядом с могилой отца, которого он вряд ли и помнил. Надеюсь, они встретятся с ним на том свете и поймут друг друга.
Первый год слезы у меня лились сами собой. Слезами, конечно, горе не получалось замыть, но душе становилось на мгновение легче.

Да и души-то у меня не осталось. Я ее всю отработала на двух работах с временными подработками. Именно потому и умерла семья.
Мне сейчас вспомнился день, когда примерно через два года после похорон я, выйдя из храма, побрела в сторону реки… размышляя о том, что мне ужасно хочется поспать, отдохнуть, хоть на минуту избавиться от гнетущей душевной боли и почувствовать себя счастливой (уже всё позади)… Стоя на берегу реки, я поймала себя на мысли, что хочу броситься в воду, чтобы уйти на тот свет, чтобы наконец-то унять эту раздирающую душу боль.


Я ведь понимала, что это я во всем виновата. По моей вине спивался муж. Я постоянно упрекала его в том, что он не может заработать достаточно денег. Я не хотела рожать второго ребенка, о котором он так мечтал, так как боялась зачать его от нетрезвого мужа.  
По моей вине умер и сын: я не смогла поддержать его в тот трудный период, когда над ним смеялись в школе, когда появились не те друзья, не смогла его от них оторвать, потому что работала…
Оставшись одна, я поняла, что ничего в жизни у меня нет. Так зачем же было столько работать, если я не видела ни мужа, ни сына, так как не было времени с ними общаться? Может, надо было жить по-другому?
Проще всего было, конечно,  лишиться жизни. Страшили, правда, мысли: о чем говорили бы после моей смерти? Порицали бы, мол, какая была женщина: бедная, одинокая, жалкая и несчастная. Плохая жена и плохая мать.
Что меня остановило?!
Останавливала мысль: «Моя душевная боль умрет вместе со мной, но, кто же будет навещать их могилки?»
Слава Богу, многомилостивый Господь не оставил меня в этом бедственном состоянии.

Находясь в глубочайшем горе, я пришла в храм. Там мне встретился замечательный батюшка. Он и вернул меня к жизни. С годами я поняла, что страдания специально посылаются человеку в наказание за грехи, как своего рода “отмщение” за непослушание. Справедлив ли Бог? Более, чем справедлив. Милостив ли Он? Более, чем милостив.

3. Скорби изменяют душу
Во все времена люди переживали глубокие скорби.
Мне кажется, что в настоящее время слишком много внимания концентрируется на душевной боли и страданиях, как о неестественном состоянии человека. То есть, как- будто, если человек переживает скорбные периоды в своей жизни, - то он находится в состоянии, противоречащем его первозданной природе.
В последние годы средствами массовой информации, телевидением возводится в культ образ жизни медийных особ.
То есть, считается, что жить хорошо – это значит: быть обеспеченным материально, иметь модельную внешность, обладать богато обставленным домом, дорогой машиной, отдыхать в престижных курортных местах, скупать элитное жильё.
Другими словами, жить хорошо - это жить ярко, успешно, дорого и красиво.
Большинство телевизионных передач построены на рекламе легкой беззаботной жизни. Знаменитые люди превозносятся на пьедестал славы только за то, что они стали известными и богатыми. Мол, они для остальной серой массы населения планеты являются образцом для подражания.
А если не дай Бог, у кого-то из них случилась беда, то эта серая масса призывается к сопереживанию, сочувствию, снисхождению. К примеру, десяток программ посвящается справедливости или несправедливости раздела имущества между миллиардером и его супругой - светской львицей, в связи с расторжением их брака;  или, к примеру, в студии собираются известные высокооплачиваемые адвокаты и ищут лазейку, как бы спасти от наказания известного актёра, в нетрезвом состоянии совершившего дорожно-транспортное происшествие.
Примеров можно привести много.
Конечно, известность и слава сами по себе не даются. Это - труд. Многие выдающиеся люди, чьей деятельностью или творчеством мы восхищаемся, прожили жизнь достойно и во благо людям.
Понятно, что в этом случае «достойно» - это не обязательно богато, ярко, успешно или красиво.
Удача и успех порой зависят от случая и приходят не ко всем. Бывает, человек «бьется, как рыба об лёд», пытаясь достичь каких-либо результатов, - и ничего не выходит. Это не значит, что он живет недостойно.
Каждому хочется быть удачливым и успешным, но не у каждого это получается.
Мы, православные христиане, причину страданий чаще всего связываем с грехом, с нарушением законов жизни, разъединяющих нас с Богом.
В православии роль страданий рассматривается, как средство, врачующее и очищающее душу. Считается, что страдающий человек не способен грешить.
Природа страданий бывает разной: физически страдаем от голода, от холода, от болезней, от непосильного труда; а душой - от клеветы, от завести, от тоски, от одиночества, от горечи разочарования, от скорби об утрате близких.

4. Заключение
  Я хочу обратиться к вам, женщины. (Мой блог вряд ли читают мужчины)!
О нелёгкой женской доле.
Размышления я начала с истории о судьбе деревенской женщины, прожившей такую скорбную жизнь в период Второй мировой войны! Затем кратко изложила судьбу современной женщины. 
Скорби о детях преследовали женщину-мать во все времена.
Нынешним женщинам, переживающим современные скорби,  не стоит отчаиваться. 
Женская доля никогда не была легкой.
Конечно, нелегко (в то время, как мужчины в основной массе живут не для семьи, а для себя), тянуть на себе домашний очаг, воспитывать детей, добиваться карьерного роста, чтобы принести в дом копеечку, да ещё умудряться при этом хорошо выглядеть.
Да, мужчинам свойственна лень, нечуткость, низкие помыслы, но и мы далеко отошли от того предназначения, к которому призывает нас Господь.
Сами обстоятельства, при которых Господь создал женщину, явно указывают на наше предназначение. Задача женщины состоит в том, чтобы быть помощницей мужчине, а если точнее – служить ему, как бы это ни резало слух.
Трудно с этим согласиться?
Конечно, на работе, среди коллег, намного интереснее, чем дома, с ребенком на руках, в халате у плиты.
«Почему я должна ему служить? У меня два высших образования, я зарабатываю больше него в два раза! Как так?! Пусть он подтягивается до моего уровня!!»
Да, теперь большинство женщин получают блестящее образование, делают успешную карьеру, добиваются финансовой независимости.
Но, увы, чаще всего платой за видимый успех в молодости - бывает женское одиночество в старости.
Стихотворение о Епистинии Степановой:
Подвиг матери


Скорбящая мать Епистимия
Скорбящая Епистимия

Другие публикации блога:
Кликнув по картинке ниже, - вы перейдете в новый рассказ:

Напоминаю, для того, чтобы увидеть полный дизайн и содержание блога, необходимо перейти в веб-версию:
(на мобильных телефонах, перейдя на веб-страницу, для перехода в веб-страницу - нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть "открыть веб-версию")

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога