! Сегодня

Лавришевский монастырь - маленький Рай

 

    Я несла послушание на монастырских клумбах. Ко мне подошла женщина и задала вопрос, который показался мне немного странным:
        - Здравствуйте, а вы могли бы со мной поговорить? Или вам нельзя общаться?
       - Здравствуйте! Я могу с вами пообщаться, но, вы меня простите, пожалуйста, я буду одновременно разговаривать и продолжать заниматься своим послушанием», - ответила я и продолжила поливать клумбы.
         - Расскажите мне немного о монастыре, я здесь впервые. Об этом монастыре я слышала  много, но, все никак не могла выбраться.  А последние дни все так накатилось, что стало просто невмоготу. У меня сейчас сплошной период неудач. Кажется, что все валится на голову одновременно. Как говорят: «Беда не приходит одна»: в один месяц я и заболела, и, кажется, меня бросает муж, и, скорее всего, меня уволят с работы… Мне так захотелось уединиться, все бросить и уехать на край света, где нет ни Интернета, ни мобильной связи, ни знакомых людей! Когда я сказала об этом своей сестре, она пошутила: «В джунгли, что ли?». На что я ответила: «Нет, поеду в монастырь». 

       

   Вы не представляете, я, как только ступила ногой на мост через Неман, - сразу ощутила, что попала в другой мир: иду по дороге, наслаждаюсь тишиной, спокойствием, гармонией, таинственностью, вокруг нет ни одного человека… по краям дороги возвышаются плакучие ивы, а рядом с дорогой – аллея из многочисленных роз.


 





         У меня даже промелькнула мысль: «Про «рай на земле» слышали многие, но, сколько людей, в действительности,  ясно представляют себе это место? У меня появилось ощущение, что эта дорога ведет именно туда…»

         Как же хорошо, что существуют места в самом сердце цивилизации, где время как - будто остановилось навсегда!




    Я слушала женщину и думала: ей хочется самой высказаться или все-таки она желает послушать о монастыре?
     - Вы хотите, чтобы я рассказала вам историю возрождения обители, или вы хотите узнать о сегодняшнем дне монастыря?, - спросила я у неё.
       - Я уже прошлась вокруг монастыря по Канавке. Мне встретился строитель, который рассказал об идее 33 часовенок. В некоторые часовенки, которые были открыты,  я даже заходила внутрь. Я была в храме, - сестра из свечного ящика немного рассказала мне о монастыре. Я бы хотела услышать о насельниках монастыря: сколько их человек, где они живут, чем занимаются…  Но, если честно, я не настолько жажду узнать о самой обители, насколько мне интересно, кто автор такой идеи - построить монастырь в глухом сосновом лесу, на берегу реки, сохранив натуральность природы, и наполнив её часовнями удивительной архитектуры. Кажется, время и эпоха застыли в этих шедеврах архитектуры.





    Я никогда бы не подумала, что можно просто гулять по территории монастыря и радоваться каждой травинке, каждому цветку, лепестку, пению птиц. Ведь в городских монастырях такого ощущения не получишь! Мои проблемы как - будто отошли на задний план, я забыла обо всем, что осталось за пределами моста.  Даже странным кажется то, что в миру сейчас кипит жизнь, везде комфорт, техника, развлечения… Какой же пылью и прахом теперь это видится в моих глазах! Я ехала сюда  с разбитым внутренним миром, а здесь за какой-то час как - будто моя душа окрылилась.  
         Я кратко ответила паломнице на интересующие её вопросы, рассказала  о имеющихся строениях, о традициях монастыря…
         После чего от неё последовал неожиданный вопрос:
         - Я знала, что женщины могут посещать мужские монастыри, но, только для молитвы. А вы здесь трудитесь, вы монахиня?
     - Нет. Я не имею отношения к монастырю. Я здесь просто тружусь. Мы вместе с мужем живем недалеко от монастыря в своем доме.
     - Я думала, что в мужском монастыре  всё очень строго, серо, уныло… А здесь такая красота!  Очень красивая природа. Наверное, это и есть наивысшая ценность жизни – просто вдыхать воздух полной грудью и понимать, что богатство далеко не в финансах, не в социальном статусе, не в репутации – а в том, чего нельзя купить на деньги. Богатство в том высшем, духовном, в том неповторимом ощущении и восприятии прекрасного, которое дарят нам природа и Бог.



       - Да, природа - не только кормилица, она -  ещё и лучший доктор, методы лечения у которого совершенно бесплатны.
       - Да, вы правы. Это место, - где чудеса природы идеально сочетаются с одним из самых древних религиозных мест. Но, кроме того, что сохранена натуральная природа, в вашем монастыре чувствуется очень талантливая рука человека. Здесь есть архитектор или дизайнер? 
    - Архитектор есть. Но, у нас при строительстве и возрождении монастыря, в основном воплощались идеи бывшего намесника монастыря, который сейчас возведен в сан епископа Слуцкого и Солигорского. Он жил здесь шестнадцать лет. Он был для нас и духовником, и психологом, и архитектором, и строителем, и дизайнером… Неутомимый труженик и хозяйственник. Аскет и эстет в одном лице. Он видит прекрасное там, где ничего не замечают другие. Вот поэтому у нас здесь всё так необычно.
         - У вас так много цветов! Удивляет, что земля песчаная, - и так благоухают цветы! В каждой ложбинке – клумба. В лесу они воспринимаются чем-то экзотическим. А уж аллея из роз по дороге в монастырь - это вообще потрясающее зрелище. Розы меня больше всего поразили. Вряд ли это идея монаха.
     - Ошибаетесь! Это тоже идея бывшего игумена монастыря. Он очень любит цветы. Он их видит. Однажды на мой вопрос: «Батюшка, наверное, у нас уже слишком много клумб. За ними же нужно ухаживать. Это трудоемко», - он ответил: «А разве в раю бывает много цветов?». А по поводу аллеи из роз он тоже рассуждал так: «Люди обычно приезжают в монастырь в тяжелые периоды жизни… Первое, что они встречают по пути в святое место, - розы. Это очень хорошо».
     - Я очень люблю розы. Они меня завораживают и притягивают. Розы ведь считаются дорогими не только в ценовом, но и в смысловом выражении. Их преподносят значимым людям в знак восхищения и уважения. С этим цветком связано множество мифов и легенд. 
     - Да…  Ни один цветок люди не наделили такими разными смыслами и символами, как розу. Недолгая её красота напоминает о кратковременности и быстротечности жизни.
     Я читала, что белая роза считается символом чистоты, невинности и целомудрия Богоматери. Вы меня простите, мы переключились с духовной темы на цветочную.
     - Это не случайно. Именно цветы в таком изобилии больше всего и удивили меня в мужском монастыре, который находится в сосновом лесу… А можно ещё один вопрос?    
        - Можно. 

   - В праздничные и в выходные дни в монастырь приезжает много паломнических групп?  

     - Когда как… По-разному. Но, даже если приезжает и пять паломнических групп, некоторым, наверное, кажется, что и тут, в отдаленном монастыре, суета сует. Но, это не так. При всем многолюдстве, здесь чувствуется спокойствие, мир и тишина среди большого количества людей, просто нужно иметь веру и чувствовать благодать. А сердце здесь очищается ежесекундно на проникновенных исповедях, на глубоких проповедях, при встречах со схимниками… Многоопытные отцы решают людские, казалось бы, неразрешимые проблемы, согревают советами, открывают волю Божию.
    Как результат монашеского труда, в настоящее время монастырь стал пользоваться большой популярностью у современных паломников и туристов. 
    Паломники очень полюбили нашего бывшего игумена монастыря за его душеспасительные проповеди, за беседы с паломниками, которые он проводил на протяжении многих лет по воскресеньям, за его простоту и доступность.
    - Жаль, что я не приехала в ваш монастырь раньше. Но, в целом, я восхищена! Природные особенности данных мест делают монастырь поистине уникальным.


В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни, об опыте преодоления скорби, о пути к Богу, о паломничестве в Лавришевский монастырь.


Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:

Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:


2 комментария:

  1. Спасибо, Мария, за рассказ. Сейчас самое время, когда всё цветёт и благоухает, прочла и словно сама там побывала.
    Вам определённо нужно издать книгу)

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога