- Я стала такая эмоциональная, плаксивая. Особенно, когда погода вот такая холодная,
пасмурная, - начала свой разговор Анна...
Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто
грустно смотреть в окно. А я люблю смотреть в окно… Живу я одна.
Пока моя мама была жива, я не
зацикливалась на своем одиночестве.
Грустная женщина в возрасте |
Всегда понимала, обнимала,
поддерживала. С ней даже в
возрасте было уютно,
как в детстве. Лучше, надежнее, чем с мужчиной, от которого постоянно ждешь
предательства.
Каким прекрасным было то
время, пока в моей жизни был такой человек, который меня любил, несмотря ни на
что, при любых обстоятельствах, что бы со мной ни происходило. Она принимала
меня полностью, со всеми недостатками и достоинствами и любила просто за то,
что я есть. Моя мама всегда поддерживала мои
интересы, давала мудрые советы, прощала все ошибки.
Она была потрясающей рассказчицей. В ее словах было столько юмора, столько
жизни!
Годы своей молодости я
вспоминаю, как лучшие годы.
Да, и на работу я тогда ходила. У нас был не молодой коллектив. О возрасте мы не задумывались.
Выглядела я неплохо. Всю свою зарплату я в основном тратила на внешность и наряды. Хотелось хорошо выглядеть. Наверное, в моем подсознании все равно «тлело» желание встретить своего мужчину.
Я и машину
водить научилась, чтобы казаться со стороны самодостаточной, солидной, удобной
что ли, женщиной. Первую машину я купила
в тридцать пять лет. Жигули: «девятку». Всего три машины у меня было. Эту, последнюю, покруче, купила перед
пенсией.
На еде, получается, экономила, меня всегда беспокоила моя фигура. Еще со времен молодости я страдала фобией: у меня присутствовал страх растолстеть. Миф о том, что неудачи в личной жизни напрямую зависят от телосложения, в годы моей юности был очень устойчив.
С возрастом я поняла, что проблемы на личном фронте – это результат неумения общаться с мужчинами.
Когда мне было шестнадцать лет, мне
казалось, что пятьдесят – это глубокая старость, но, теперь, в свои почти шестьдесят,
я сорокалетних называю «молодежью».
С выходом на пенсию, я все чаще стала слышать в своем мозгу беззвучную
фразу «Старая дева». Да, теперь меня так можно назвать. Диагноз такой я себе уже поставила. Пока не вышла на пенсию, старой себя не считала. Смолоду я думала,
что у меня все еще впереди.
Мужчина у меня был, хотя он был женат.
То уходил от жены и ребенка ко мне, то возвращался в свою семью. И продолжалось
это лет десять. Совесть меня сильно мучила, но я ничего не могла поделать с
собой. Я просто умирала от любви к нему.
Так красиво он ухаживал за мной, так все было
удивительно тонко и романтично. Цветы, духи, конфеты, билеты на концерты.
Однажды он даже переехал ко мне. Это
была такая радость! Но, через полгода он опять вернулся к жене. Мне было тридцать восемь лет…
После
расставания с ним новых отношений я не искала. Мне показалось тогда, что жить
наедине с собой очень хорошо, что я сама себе лучший друг и собеседник. На
работе меня много раз предавали подруги. Унижал своими уходами мужчина. И на
этом – хватит! Страдать я больше не хотела.
И вот с тех пор уже двадцать лет я одна. Одна
в своей квартире, в которой даже ремонт не хочу делать. Все эти двадцать лет в ней ничего
не менялось. Нет стимула. Для кого? Зачем? Кто ко мне приходит?
На работе вокруг меня было много людей,
но подруг и друзей было мало. Так что никого к себе домой я не приглашала. Не интересно
было общаться, как мне казалось, со счастливыми коллегами.
Сложнее стало с возрастом.
Теперь, когда я болею, мне очень хочется, чтобы кто-то хотя бы сделал чай.
Из родственников есть только младшая сестра
с мужем. Есть еще племянница, она уже студентка. Пока она была маленькая, я ей
была нужна. А сейчас редко ко мне забегает. Она и к своим родителям приезжает не
так часто. Да и отношения у нас с ней стали не близкие.
Одиночество очень душит. Я иногда чувствую себя
пустым, сухим сорняком. Для чего я здесь? Что я за свои, почти 60 лет, хорошего
сделала?
Я в монастырь приехала не для того,
чтобы остаться здесь надолго, просто приехала подлечить свою душу. Так
получилось, что на дольше задержалась.
Пожив здесь более-менее длительное
время, почувствовала, что на душе полегчало. Спасибо батюшке. Он благословил
меня ходить к нему на исповедь каждый день до тех пор, пока с моей души не спадет груз. Он выслушивает меня, дает наставления. Он
очень хорошо прочувствовал мою душу. Никогда не перебивает.
Послушание, которое он мне назначил, тоже пришлось мне по душе, я чувствую себя здесь полезной.
Выслушав монолог Анны, я решила
все же высказать свое мнение:
- Аня, вся наша проблема в том, что мы постоянно завидуем другим. Очень
важно относиться с пониманием к своему возрасту. В каждом возрасте есть свои
печали и радости, иногда мудрая, опытная женщина бывает счастливее молодой
девушки. Потому что знаешь цену жизни и умеешь получать удовольствие от
мелочей.
Мы постоянно боимся
потерять здоровье, красоту, рассудок, финансовое благополучие.
За рубежом шутят,
что славянских женщин в любой стране мира можно узнать по озабоченному
выражению лица. И я думаю, в этом есть доля правды. Мы не умеем жить здесь и
сейчас - мы живем планами на будущее и драматично переживаем каждый момент настоящего.
Страх перед этим
будущим - это не только про морщины на лице и про повышенное давление. В первую
очередь, это потеря красоты, здоровья, трудоспособности, стабильных доходов,
самой жизни, в конце концов.
Большинство из нас постоянно не довольны
своим образом жизни.
В том, что ты рассказала, большой жизненной драмы
я не услышала. Тебе кажется, что ты несчастна из-за того, что у тебя нет
ни мужа, ни детей. А какая-то многодетная мама завидует тебе, что ты всю жизнь спокойно спала ночами, не переживая
о судьбах своих детей, и преодолеваемых ими скорбях.
Ну, и еще, Аня, прости меня, пожалуйста, раз уж
ты завела тему исповеди, то скажу тебе честно: женщины, которые ходят на
исповедь почти каждый день, и исповедуются у батюшки по полчаса, являются для
многих, в том числе, и для меня, соблазном для осуждения. Причем, осуждения и
женщин, и батюшки, который воспринимается со стороны безвольным. Понятно, что
среди недели очереди на исповедь в монастыре нет, но, превращать исповедь в беседу
во время Литургии, я считаю ошибкой. Побеседовать можно на улице.
- Я же не просто беседую, Мария. Я рассказываю
ему свои переживания, обиды, греховные помыслы. Он сам говорил мне, что любой
грех начинается с принятия помыслов. Я подхожу к нему и рассказываю, как
прожила предыдущий день, что меня порадовало, что огорчило, что творилось в
моей душе. Он наблюдает за моим внутренним духовным состоянием и дает советы.
- Анечка, я сейчас скажу не напрямую о
тебе, а в целом… Я давно наблюдаю похожие картины. Приезжает женщина в монастырь
на длительное время, а это, как правило, одинокие по разным причинам женщины
(извини, но женщина, у которой есть семья, в монастырь сможет приехать максимум
на две недели, и только раз в году, в отпуске), находят в лице батюшки чуткого
слушателя и начинают немного наглеть.
Я понимаю, что батюшка иногда боится ранить, оттолкнуть от себя...
Но, нельзя ли на исповеди сказать просто:
«Согрешила обидчивостью, принятием греховных помыслов…?» Если ты каждый день по
полчаса перечисляешь одни и те же грехи (я понимаю, что многие из них повторяются, но ежедневно, конечно же, не все)… то, это значит, что ты не веришь, что после
вчерашней исповеди Господь простил исповеданные
грехи.
Я понимаю,
что иногда болит душа, что просто хочется выговориться, но это допустимо один-два
раза в месяц…
Я вот наблюдаю за некоторыми: исповедуются почти каждый день, отходят от батюшки с таким уж "покаянным" лицом, да еще смахивают слезу, явно «театральным» жестом, вроде как бы, подчеркивают глубину своего покаяния... Какой-то неискренностью веет...
- А если, Мария, душа болит постоянно?
- Не знаю, как тебе на этот вопрос
ответить… Душа болит, потому что жива. Прости, Аня! Кто я такая? Чтобы давать советы... Возможно, я не права. Я просто высказываю свое мнение.
- Вот ты, Мария, можешь поговорить с мужем, он
тебя выслушает, поймет. А что делать нам, одиноким?
- Аня, это как раз то, о чем я говорю. К священнику часто идут просто поговорить.
Если
позволишь, я немного порассуждаю про излишние ожидания от священника и о привязанности к нему, как к человеку.
Лично
я, тоже привязана к Владыке Евсевию, и возможно, излишне привязана, но, я никогда не открывала
ему свою душу полностью, не злоупотребляла его временем. Зачем? Хотя у меня в душе
тоже творится хаос, об этом знает Бог.
У батюшки, пока он был в монастыре, я просила молитв, кратко
исповедовала грехи, спрашивала наставлений, и то - если точно была готова исполнять
то, что он мне посоветует. Если же я по какому-то вопросу приняла решение, и
знаю, что поступлю так, как я уже решила, то я не спрашивала у него совета. Просто просила благословения на дальнейшие поступки про принятому решению. Я
не говорю о том, что я правильная христианка. Далеко – нет!
Я не думаю, что монахам хотелось
бы превращать свою монашескую жизнь в бессмысленные игры «отец и чадо» или в «благословите
батюшка.»
Формальных
духовных детей, которые беспрекословно следуют их наставлениям, у них, я думаю,
мало. Любой совет монаха мирскому человеку не должен предполагать иного
указания, чем как «я советую, но ты решай сам». Монах не живет мирской жизнью.
У него другой опыт.
В силу
монашеской молитвы
- я верю беспрекословно. Просить у них молитв и верить в их силу - нужно.
- А мне, Мария, кажется, что иметь духовного
отца-монаха, это - нормально. Мирские священники обременены многочисленными
прихожанами, семьями… Монахи ведь тоже люди, им нужно общение. Если мы обращаемся
к ним с вопросами, тогда они ощущают свою востребованность.
- Извини, Аня, возможно, я
выскажу мнение не деликатно, но, с учетом того, что ты не совсем молода, надеюсь, не обижу тебя своим рассуждением,
потому что ты поймешь, что я - не о тебе.
Я наблюдала за
молодыми одинокими женщинами, которые сначала начинали с
исповеди, а потом старались выстроить с
монахом такие душевные отношения, которые как будто бы имитируют некую общительную жизнь.
Конечно, я
понимаю, что это - не влюбленность! Но, ее цель – наладить постоянное общение, получить
некоторый душевный комфорт в этом общении. Каждому приятно, когда тебя кто-то выслушивает,
уделяет внимание.
В глазах многих, священники, как мужчины, кажутся безупречными, образцовыми, общение с ними не травмирует душу.
Возможно, я ошибаюсь, но, мне кажется, иногда женщина стесняется просто подойти к священнику, чтобы пообщаться, - то
она идет к нему на исповедь.
- А что
плохого, Мария? Это даже должно быть, и такая любовь может быть в жизни
человека - любовь к духовному отцу. Важен характер этой любви. Нужно, чтобы эта любовь была, как любовь дочери к отцу. Любовь, которая видит в священнике
посланного Богом учителя духовной жизни. Когда хочется смиряться, учиться,
слушаться, когда есть вера в то, что духовник тебя любит, о тебе молится,
думает.
- Да, Аня, но, при
этом он совершенно не обязан тебе ничем, не обязан вести с тобой "приятные"
беседы или что-то еще в этом роде. Подобного рода ожидания от
духовного отца всегда означают, что у женщины к священнику отношения душевные,
а не духовные. Она ищет в нем компенсацию своей неустроенной душевной жизни.
Привязанность,
вообще говоря, - это неплохо, вполне естественно любить своего духовника. Но,
плохо стать соблазном в глазах посторонних людей, наблюдающих эти отношения, ведь
не только женщина, но и священник становятся объектом осуждения.
- Мария, ты так
категорична, потому что у тебя есть муж.
- Возможно. Но, я хочу сказать, что у одиноких женщин складывается ложное впечатление, что замужние
женщины всю жизнь «купаются» во внимании и заботе мужа. Знаешь, дорогая! Брак –
это такая школа для смирения! Для заталкивания своего «эго» в дальний уголочек! Что многим не замужним (и в том числе монахам) и не снилось!
Одна моя знакомая уже более десяти лет – вдова. Она иногда упрекает
меня в том, что я не очень ласкова со своим мужем, и говорит: «Если бы мой муж был жив,
я бы от него не отходила, я бы служила ему во всем. А что? Дети выросли, - только
и жить друг для друга».
Я ни разу не
посмела выразить свое мнение ей в глаза, чтобы не обидеть, ведь все равно не поймет.
Скажу тебе: муж десять лет
назад и муж сегодня - это два разных человека в одной и той же оболочке. Как и
я: я тоже другая. Кстати, и оболочка изнашивается... Мы постоянно меняемся. В молодости между нами были одни отношения, в
возрасте – другие.
У каждого, Аня, свои скорби. Ты тяготишься одиночеством, а мы, замужние, - несем свои тяготы… Мы с тобой - как два полюса одного материка.
- И все же, Мария, я считаю, что в старости намного легче жить в
паре.
- Конечно, Аня.
Но, для этого нужно было целую жизнь терпеть друг друга.
- А может, просто в молодости повезло встретить своего мужчину?
- Извини меня,
Аня, за мою категоричность. Конечно, повезло. Но, не стоит снимать со счетов и того,
что брак – это великий труд.
Вернусь к нашей теме. Так же, как и ты
в молодости «убила» лучшее время на чужого мужчину, так и многие молодые женщины,
у которых не складывается личная жизнь, целые годы теряют на отношения, не
имеющие будущего.
- Хороший разговор, Мария, между нами состоялся. Будет над
чем поразмышлять сегодня.
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни, о паломничестве в Лавришевский монастырь, послушать песнопения в исполнении Ольги Цвентух.
Кликнув по картинке ниже, Вы перейдёте на новую публикацию:
Исповедь часто путают с психотерапией. Мол, выговоришься, получишь совет, станет легче. Забывая о главном — на исповедь нужно приносить не историю из жизни, а тот «сухой остаток», который ты из неё вынес.
ОтветитьУдалитьА сухой остаток - это осадок.... Это боль, стыд, то есть - грех.
ОтветитьУдалить@Надежда Михайловская Спасибо за мнение. Благодарна!
ОтветитьУдалить@Надежда Михайловская Полученные от священника, при встрече, и теплые слова, и ласковый взгляд, и душевная поддержка, - это то, чего ты долго не забываешь после расставания. Но, это ли цель исповеди?
ОтветитьУдалить@MARYIA TSVENTUKH Часто можно видеть, как священник во время исповеди проводит долгие беседы с людьми. Стоящих в очереди на исповедь это чаще всего смущает.
ОтветитьУдалить