! Сегодня

Нужно не забывать благодарить

   Прошла уже не одна неделя после поездки к Владыке Евсевию, а мы до сих пор находимся под впечатлением от нее.
   Много шутим и постоянно задаемся вопросом: «А кто из нас все же послужил ее «двигателем? Благодаря кому она состоялась? Чья молитва была услышана Богом? Или: для кого поездка стала более важной?». И каждому кажется, что он преодолел больше всех препятствий, чтобы решиться двинуться в такой  не близкий путь.

Грустная молодая женщина
Грустная женщина
  А начиналось все с моего звонка:

   - Привет, Тамара! Как дела? 
  - Привет, Мария! Дела у меня - никак!..
   - Что за ответ? Что-то случилось? Ты же сама мне советовала, что на такой вопрос всегда нужно отвечать: «Все хорошо! Слава Богу!».
  - Да, Мария, так отвечать нужно, если ты находишься не в депрессии…

      - А что такое? Причина для депрессии есть?

    - Мария, причина для грусти у меня есть почти постоянно. У меня ведь дочка болеет… Она у меня, вообще, болеет… А, сейчас ко всем болячкам добавилась еще ее простуда. Да, и сама я не совсем здорова...
   У меня, Мария,  скорее всего, даже не депрессия, а что-то более глубокое… Оказывается, если упадническое настроение затяжное, - то это уже уныние (я специально в интернете покопалась).

Женщина разговаривает по телефону


    Услышав невеселые новости от Тамары, я подумала, что говорить ей о цели своего звонка не стоит. Поэтому приготовилась слушать ее монолог…
- Помнишь, как полгода назад я в приподнятом настроении отмечала свой юбилей? Я тогда была полна оптимизма, хотя в коллективе в то время, казалось бы, произошли не лучшие перемены. Мне казалось, что впереди будет какой-то всплеск от всего нового...
   Спустя полгода я понимаю, что все это время я топталась на одном месте. Работаю в замкнутом коллективе. Ни на работе, ни дома я не ощущаю полноты жизни. Читать не хочу, смотреть фильмы не хочу, никаким рукоделием не занимаюсь (хотя раньше увлекалась).
  - Тамара, ты говоришь таким безрадостным голосом, как будто переживаешь какую-то трагедию. Мы же с тобой верующие. Нам же священники говорят, что мы должны относиться к своим невзгодам, как к временным испытаниям, которые посылает Господь.
      - А чему радоваться, Мария?
      - Ладно, Тамара, не будем углубляться в понятия… Сейчас пора года такая: тускло, серо, сыро… Крепись! Все пройдет! Постоянно радоваться невозможно. Наши эмоции зависят от внешних обстоятельств, ведь все влияет: и природа, и обстановка, и  люди. Иногда настроение зависит от того, с кем общаешься. Может, тебе выговориться нужно? Хотя, если нет настроения, то пустые разговоры тоже раздражают.
     - Мария, прости меня, пожалуйста, проблема в том, что мне ни с кем не хочется общаться. Я замкнулась в себе и постоянно копаюсь в своем прошлом. Нет у меня сейчас стимула, чтобы жить, наслаждаясь настоящим, а тем более, чтобы смело шагнуть в будущее.

   - Не знаю, дорогая, что тебе посоветовать. Дело в том, что у каждого из нас свои  и радости, и скорби в жизни. Человек должен переживать разные эмоции. Наверное, для того, чтобы легче выходить из состояния уныния, нужно иметь желания, мечты.

    - Мария, ты сейчас ответила мне почти цитатой дорогого Владыки Евсевия. Он советовал мне: «Для того, чтобы ощущать полноту жизни, нужно в этой жизни иметь интересы. Нельзя зацикливаться на одном настроении. Помимо работы необходимо иметь увлечения, которые приносят удовольствие. Занятие любимым делом обычно отвлекает от проблем».
     Так вот, Мария, на данный момент у меня в этом плане застой. Нет ни планов, ни стимула, ни желания что-то менять в своей жизни. Я потеряла «стержень».
    Уловив некоторое оживление Тамары при разговоре о Владыке, я все же решилась рассказать ей о причине своего звонка.
      - Тома, раз уж ты заговорила о Владыке, то я хочу признаться тебе, что я позвонила тебе не для того, чтобы поинтересоваться твоим настроением. Хочу предложить тебе поездку к нему.
     Мы с родственниками завтра едем. Мест у нас, правда, нет, но, если ты очень сильно желаешь встретиться с Владыкой, - то начинай действовать: ищи себе попутчиков, транспорт, - и… присоединяйтесь к нам.

    - Ой, Мария! Завтра?! Так я же сейчас не в монастыре! Я - в отъезде! Что же мне делать? С чего начать? Какое хорошее предложение! Как неожиданно! Дай мне пять минут на размышление! Ой! Как душа затрепетала!

Радостная душа
Полет души

   - Тома, какая неожиданная реакция! Я, узнав о твоем упадническом настроении, усомнилась: стоит ли предлагать тебе поездку, поэтому и «застряла» на рассуждениях о твоей депрессии.
   - Мария! Ты что?! Поездка к Владыке! Владыка для меня – источник вдохновения и надежды! Раньше, когда он жил еще в монастыре, - всегда, как только мои душевные силы были на исходе, я ехала «на подпитку» в монастырь! Ехала я к батюшке с целью исповедоваться у него, задать конкретные вопросы, попросить молитв…
   Но, самое интересное, что все эти вопросы отпадали сразу по приезду в монастырь. Мне достаточно было подойти к нему под благословение, сходить на исповедь, - и все: мои внутренние силы чудесным образом обновлялись!
   - Тамара, не будем тогда болтать, мы теряем время. Ты подумай, - если решаешься ехать, то не забывай, что времени мало,  нужно готовиться к поездке. Я рада, что мое предложение пришлось тебе по душе. Ведь, по сути, ничего в твоей жизни за время нашего разговора не изменилось, но после моего предложения, ты загорелась «как спичка».
     - О! Да! Мария! Спасибо за предложение! Я еду! Я еще не знаю как! Но, я еду!
       Положив трубку, я подумала: «Как мало иногда нужно человеку для кардинального изменения настроения! Десять минут назад окружающий мир для Тамары был неинтересным, серым, блеклым. Складывалось ощущение, что женщина находится в замкнутом круге, что ее жизнь превратилась в безнадегу.
    Как позднее выяснилось, после моего звонка, Тамара, не медля, позвонила нескольким человекам: не менее, чем пяти водителям (чтобы найти одного, который  согласится выдвинуться в путь), и еще нескольким знакомым (так же, как и она, любящим Владыку), - чтобы они составили ей компанию в поездке.
    И водитель, и желающие поехать к Владыке, нашлись, в течение двух часов были решены все организационные вопросы.
    Сразу же после разговора с Тамарой, с целью помочь ей собрать компанию для поездки, я позвонила Таисии.
  Для приличия (как бы, соблюдая правила хорошего тона),  я тоже сначала спросила у нее, как ее дела, как настроение, на что она ответила:
     - Мария, спасибо за звонок, настроение нестабильное. Я сама хотела позвонить вам. В душе царит какое-то смятение. Вроде праздник сегодня, а праздничного настроения нет. Стояла сегодня на Литургии, и почти не молилась. Накатилась какая-то грусть.
    У меня у дочки сейчас очень напряженный период на работе. Она обещала приехать к нам на праздник, но, не смогла.
   У мужа приболели родители. Он сейчас как раз находится в отпуске, по этой причине пару дней назад уехал к ним. Вроде бы, ничего особенного… Но, внутри, в душе, у меня появилось ощущение легкой обиды. Мне казалось, что у многих людей, стоящих в храме, в жизни все как-то более весело.
  Отвлекшись от молитв на свои размышления, я вдруг встрепенулась от того, что священник произнес возглас: «Святая – святым!». И тут я подумала: «В такой важный момент богослужения я стою в храме с очень печальным лицом».
 Мне тут же захотелось обвести взглядом людей, чтобы удостовериться: не наблюдает ли кто за мной…
     К своему удивлению, я обнаружила, что большинство людей стоят с такими лицами, как будто они на похоронах. Сколько угрюмых лиц! Пришла мысль: «Разве должны быть православные такими угрюмыми? Какие же сложные настали времена… Люди разучились радоваться?»
Душа болит у матери
Печальная женщина
     Так до конца службы я и не смогла сосредоточиться на молитве. Думала о том, что люди стали терять веру… 
    «А зачем молиться, если никаких чудесных перемен по молитвам не происходит? Для чего каяться в одних и тех же грехах, если так и пойдешь с ними в могилу? Каждый день слышишь только пугающие новости: войны, теракты, упавшие самолеты, стихийные бедствия… Нескончаемый поток негативной информации притупляет ощущение полноты жизни, годами живем в состоянии стресса, на который накладываются потери, разлуки, предательства близких людей, непрощенные обиды и болезненные воспоминания», - такие мысли роились в моей голове…
  Слушая Таисию, я подумала: "Ну, ей уж точно не стоит предлагать поездку". И продолжила слушать ее "исповедь".
  - Когда закончилась служба, я подошла к кресту, приложилась к нему, и направилась к выходу…, - продолжала она (наверное, предположив, что в праздничный день у меня особых забот нет, поэтому я и позвонила ей, чтобы пообщаться).
   - Вышла я из храма с мыслями, что в последнее время в монастыре Литургию служат новые священники, что все прихожане и паломники - для них лично не знакомые  люди…
  Идя домой, я вспоминала времена, когда воскресные службы возглавлял отец Евсевий…
  Людей с хмурыми лицами на службах было мало, потому что батюшка умел поддерживать живое общение. Он почти всех знал в лицо.
    По окончании богослужения, большинство паломников устремлялись к кресту именно к нему. Кто-то, прикладываясь к кресту, брал благословение, кто-то задавал вопросы, кто-то договаривался о личной встрече.

    Когда батюшка желал человеку Божьего благословения в дорогу или на предстоящую неделю, он улыбался сам и на лицах людей были улыбки. Каждое его слово имело для них определенный вес.

   Люди чувствовали не безразличие к их жизни.

   В знак благодарности за получаемое от батюшки внимание я видела  на лицах много радости.

   Я подождала, пока Таисия выговорится, поняв, что наступил самый удобный момент,  я все же осмелилась озвучить предложение:

    - Как я поняла из твоего рассказа, ты сегодня как раз скучала по Владыке. У меня есть предложение: имеется возможность завтра встретиться с ним.

    - Мария! Вот это новость! Чудо Господне! Я по этой же причине и хотела звонить вам. Хотела спросить, не собираетесь ли вы в ближайшее время съездить к Владыке!

     Далее последовал поток восторженных слов, похожих на те, которые я описала выше, рассказывая про реакцию Тамары.
   
  На остальных участниках поездки  я много останавливаться не буду. (О мотиве Людмилы я подробно изложила в рассказе «Исцеляющая сила молитвы и любви»).
    Скажу пару слов о молодом человеке, слегка разочаровавшемся не только в личной жизни, но и в жизни общества в целом. Определенное время он успел пожить за границей (кстати, перед тем, как принять решение о временном выезде из страны, он приезжал в монастырь за благословением Владыки Евсевия (тогда - отца Евсевия)).

Печальный молодой человек
Перед выбором

  В этот раз он принял решение поехать к Владыке, чтобы поблагодарить его за молитвы, за его доброе отношение, за внимание и сострадание, а также попросить благословения на дальнейшую жизнь.
   Он рассказывал мне, что попав в тяжелую жизненную ситуацию, понял, что всех, кто поддерживает тебя в трудные минуты твоей жизни, нужно не забывать благодарить.
   За границей он общался с врачом, который рассказывал о своей практике работы. Штат врачей у них в больнице не укомплектован… «Иногда несколько ночей не спишь, домой не ходишь, стоишь возле человека, пока не спасешь его жизнь. Потом в палате его выхаживаешь… Особенно тяжелых пациентов запоминаешь на всю жизнь… А потом получается так, что он выздоравливает, выписывается… Проходит время, - встречаешься с ним, - а он не здоровается, забывает.»
      - Это человеческая неблагодарность, тетя Мария, - сказал мне этот молодой человек перед поездкой к Владыке.
      А о Владыке Евсевии он рассказал так:
      - До приезда в Лавришевский монастырь, я побывал в нескольких монастырях. В каждом хорошо, благодатно, везде как будто ощущаешь другое, не земное измерение…  По приезду домой, - я еще несколько дней мысленно возвращался туда обратно, потом окунался в мирскую жизнь и  - забывал….
    Мне казалось, что после отъезда из Лавришево (а уехал я за границу), я так же должен был бы через время забыть о той поездке. Однако, не забыл. Причем, я больше вспоминал не о монастыре, а о батюшке... Я почему-то всем знакомым и незнакомым рассказывал об этом удивительном человеке, часто думал о нем. К тому же, меня все время не покидало ощущение, что я с какого-то времени испытываю такое состояние, как будто бы я скучаю по нему.
  
Иеромонах
Монах
 Я слушала молодого человека и думала, что причина для поездки к Владыке у него - самая благородная.
    Вот такие разные предпосылки для поездки к Владыке Евсевию были у  разных людей…
Наша встреча с Владыкой была очень трогательной и теплой.
Он был рад нашему приезду.
Мы смогли пообщаться в праздничной теплой атмосфере: побывали на праздничной Литургии, которую он возглавил, послушали его проповедь... Позднее вместе пили чай; он задавал нам разные вопросы, а мы - задавали ему.  
Владыка как-то сумел, в один разговор, сказать самое главное для всех нас в общем, и для каждого по отдельности, - одновременно.
    Запали в душу его мудрые слова:
    "Сейчас общество переживает сложный период: уныние, страх, отчаяние поселились в душах; постоянная тревога, тягостное ожидание неизвестной развязки сковывают волю. Нередко появляется депрессия, которая окружающими часто воспринимается, как проявление лени, эгоизма или плохого характера. В состоянии депрессии человек не может жить полноценно. Многие люди задаются вопросом: «Когда же закончится этот ад и где же найти силы, чтобы преодолеть все эти навалившиеся напасти?»
     Нужно, дорогие мои, расценивать все, как посещение свыше, как промысел Самого Господа Бога. 
 Человек, который знаком с религиозными ценностями, должен быть на порядок более устойчивым, чем тот, кто живет только земными сиюминутными интересами. Не случайно ведь в былые времена, когда в жизни человека происходило какое-то несчастье, говорили: «Господь посетил». Человек воспринимал несчастье именно как встречу с Господом, как повод задуматься о том, что в его жизни главное, а что - второстепенное."
Полученные от дорогого Владыки и теплые слова, и ласковый взгляд, и душевная поддержка, - это то, чего  мы еще долго не можем забыть после расставания с ним.
Хочется еще раз вернуться к тому, что послужило стимулом для этой поездки: всех нас  объединила любовь к Владыке.
Зародилась она  у нас еще со времен поездок в Лавришевский монастырь (до возведения его в сан епископа). Нужно отметить, что мы все - из разных городов и даже из разных областей.
Не секрет, что большинство монастырей становятся известными благодаря святым, которые  в былые времена подвизались в них (во время их земной жизни).
Но, некоторые монастыри все же славятся насельниками, несущими в них свое монашеское служение в нынешнее время.
Таким стал для Лавришевского монастыря бывший его намесник игумен Евсевий. Его усилиями монастырь возрожден из небытия.
В каждом квадратном метре территории монастыря присутствует его труд. 
Отец Евсевий был для нас не просто игуменом, он был сердцем возрождающегося монастыря. Он и стройку держал в руках, и нас. Его трудами, трудами братии, а также трудами благочестивых мирян, потянувшихся к батюшке, монастырь изменился до неузнаваемости. 
Как известно, "под лежачий камень вода не течет."  Потрудиться ему пришлось немало не только физически, но и эмоционально, чтобы сплотить вокруг себя  людей.
   По признанию батюшки, случались такие дни, когда ему казалось, что строиться дальше невозможно: не хватает ни рабочих рук, ни материальных средств. Но, проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка продолжалась.

    Я ни в коем разе не идеализирую Владыку Евсевия (в чем меня некоторые пытаются упрекнуть), я  понимаю, что  чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия

  И, тем не менее, чудеса тоже в себя включают  человеческий фактор.

   По возвращении из поездки, мы несколько дней пребывали в радостном, приподнятом  от встречи настроении,  и много делились впечатлениями... 
  Мы  очень благодарны Богу за  встречу! 
 Владыка Евсевий для всех нас (большинство далеко не молодых, и по возрасту - старше его), - как мать, как отец. По крайне мере, многие из нас так его воспринимаем. 
  Мы знаем, что он - наш руководитель от Бога и воля Божия через его ум и сердце сходит на нас  и движет нами.
 
Послесловие: 
 Одна из паломниц во время экскурсии по городу, в тот день, в одном из храмов получила  бумажный «сувенир с елочки», на котором были написаны слова, которые она приняла, как промыслительные в ее поездке.
Бумажный сувенир
"Сувенир с елочки"

        Хотя промыслительным, скорее всего, для каждого было свое. 

      А в целом, по милости Божией и по любви к Владыке  и состоялась эта поездка.

  В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 


Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:




Кликнув по картинкам ниже, - вы перейдете в новые душевные рассказы:



2 комментария:

  1. Замечательный рассказ! Некоторые думают, что только они совершают подвиг, преодолевая препятствия при поездках в монастыри или к известным священника. А по сути - такие поездки всегда совершаются путем преодоления преград...

    ОтветитьУдалить
  2. @Надежда Михайловская Спасибо, Надежда! Да! Даже для того, чтобы просто пойти в свой храм, - нужно что-то преодолеть...

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога