Осуждение – самый распространённый наш
грех.
Я, к примеру, вряд ли, когда-нибудь смогу
избавиться от него.
Мы устроены так, что наше внимание постоянно
обращено на оценку жизни других людей, на их поступки. Меньше всего мы готовы
строго и внимательно наблюдать за собой. Ошибки других людей мы оцениваем с
позиции судей, а свои собственные – с оправданием.
Разговор
об осуждении и рассуждении мы завели с Фотинией Ивановной по пути из храма.
Началось
с того, что женщина возмутилась полученными ею в ходе исповеди советами.
А
было так: на исповеди она пожаловалась на свою несдержанность, на
раздражительность, на постоянную брань с мужем, который на каждом шагу упрекает
ее: то за поступки, то за неуклюжие действия, то за высказанное мнение. За все,
что не правильно сделали дети, - тоже всегда виновата она, так как неправильно
их наставляет.
Выслушав
ее, батюшка резюмировал, что не подчиняться мужу – это большой грех и посоветовал
ей взять отпуск (когда у детей будут каникулы), забрать с собой детей и поехать
на несколько недель в монастырь. Мол, это нужно для того, чтобы привести свою
душу в норму. В монастыре внимательно понаблюдать, как там вырабатывается истинное
послушание: прав или не прав игумен, братия беспрекословно ему подчиняется.
-
Не понимаю, Мария Васильевна! На проповедях священники твердят нам, что муж в
семье - иерей, что жена должна покоряться ему, на исповеди понуждают вырабатывать
покорность. В первом веке живем что ли? На работе подчиняйся, перед свекровью
смиряйся, дома покоряйся…
В
конце-то концов: Я же не на мужа пришла жаловаться на исповеди, я исповедовала
свой грех, а заключается он в том, что я не почитаю должным образом своего
мужа. И все! Я не ждала совета.
Если
быть честной, то его совет вызвал в моей душе бурю возмущений! Я после этой исповеди на Причастие шла
с «закипевшей» душой. А все потому, что я была случайным свидетелем, как однажды его же матушка, украшавшая к празднику храм, возмутилась на его замечание, что пора идти домой, так как дети еще не сделали домашнее задание.
Матушка говорила шепотом, но, я как раз проходила мимо, и услышала: «Что ты меня постоянно наставляешь?!
Наставляй своих заблудших чад, которые не знают, какой ты есть дома. Я не хуже тебя знаю, что такое
хорошо, и что такое плохо. В храме ты – богослов. А на меня и наших детей у тебя не хватает ни времени, ни терпения. Дети же не только мои, но, и твои. Я отдохнуть хочу в храме от домашних дел. Понимаешь? Советы я тоже умею давать, а сама живу, как
приходится. Надеюсь, ты не забыл,
что у меня тоже богословское образование? И я знаю, что я дома - не служанка».
То
есть, свою матушку он не отправляет в монастырь. Потому что домашних дел уйма! На него же лягут...
- Даа, Фотиния… Мы устроены так, что
наше внимание постоянно обращено на оценку жизни других людей, на их поступки.
Меньше всего мы готовы строго и внимательно наблюдать за собой. Ошибки других
людей мы оцениваем с позиции судей, а свои собственные – с оправданием. И
священники - не исключение.
Порой мы возмущаемся ими, что они
проявляют те самые пороки и страсти, совершают те же грехи, от которых
призывают отказываться нас: мол,
попы так любят давать людям мудрые советы, а сами…
- Мария Васильевна, простите
меня, пожалуйста, но я должна выговориться. Таких, как я, священники смело учат, как правильно поступать... А почему они не учат тех, от кого сами зависят? Он мне еще посоветовал, что для того, чтобы держать душу в покое, свое мнение вообще лучше не высказывать нигде, особенно сейчас, когда в обществе такой накал...
Я понимаю, что грешу. Но, я же сказала, у
меня душа кипит, - в эмоциях продолжила Фотиния Ивановна:
- Люди в основной своей массе теперь
образованные, осведомлённые и знают, что законодательство запрещает религиозным
деятелям участвовать в политической жизни, но, в то же время наблюдают, что, по
- факту, это участие имеет место быть. Причём, людей напрягает то, что открыто
участвуя в политике, пастыри не заостряют внимания на том, что нарушаются
духовные законы против человека: то есть там, где опасно, они не обличают грех.
Политические деятели решают судьбу
страны, а значит, и наши судьбы, судьбы близких нам людей: наших детей и
потомков.
Быть равнодушными к тому, что ожидает
в будущем родных нам людей, игнорировать эту сторону нашей земной жизни, никак
нельзя.
Возможно, я не права, но я считаю,
что служители Церкви обязаны убеждать представителей власти, что по любому
вопросу, в том числе по вопросам политики, люди имеют право иметь своё
собственное мнение; а за то, что они высказывают его, их не должны преследовать.
Меня учить, как правильно жить, проще!
Да, я и сама понимаю, что грешу. Поэтому
и пришла на исповедь.
- Я во многом согласна с тобой,
Фотиния. Прости, что я больше слушаю тебя, чем высказываю мнение, потому что очень
опасаюсь рассуждать о священниках. Понимание того, что осуждать плохо, есть, наверное,
у каждого, но почему-то соблазн посидеть и посудачить о ком-нибудь, перемывая
косточки либо знакомым, либо близким, либо даже священникам, иногда затягивает
настолько, что порой трудно остановиться, чтобы не перейти на фантазии, и тогда
под предлогом «А вот мне рассказали»,
начинается сочинительство, переходящее в клевету.
Конечно, после таких возбуждённых
бесед в душе остаётся неприятный осадок.
Бывает... Грешат и священники... Придёт время -
ответят...
Спрос с них будет другой, строже, чем с нас.
Кому много дано - с того много спросится.
Что же касается православных
иерархов, - то они тоже живут не в безвоздушном пространстве. Здесь, на земле,
они граждане своей страны, они
должны болеть душой за свою Родину, должны совершать какие-то действия, чтобы
жизни людей становились всё более «приятными Богу», поэтому они, конечно,
должны участвовать в политической жизни в той мере, в которой сами для себя
считают возможным и нужным, но, при этом, не забывая о своём основном
предназначении.
Мне хотелось немного смягчить наш обостренный разговор. Но, Фотиния Ивановна, слушая
меня, готова была расплакаться. И я
позволила ей высказаться. Она смахнула слезу и продолжила:
- Я знаю,
что осуждать священников грешно. Вы сейчас тоже, как будто не мнение высказывали, а лекцию
мне читали. Простите,
но, события последнего времени: коронавирус, политическая ситуация в стране, -
невольно заставили нас наблюдать за поведением священников в этой ситуации.
Часть прихожан (если выразиться
помягче) - разочаровалась…
Конечно, как ни крути, но верующим
людям обойти стороной политику невозможно.
Сам Господь дал людям свободу: Он
предоставил право выбора. В вопросах веры, в вопросах личной жизни, в вопросах
коммуникации в обществе мы имеем право
принимать личное решение. Если наш выбор не вредит ближнему, не нарушает его права, - то он не является греховным и преступным.
Я знаю, что
осуждение есть грех тяжкий. Но, некоторые православные путают осуждение с
рассуждением. А рассуждение есть великий дар Божий! Что есть осуждение? Это -
нравственная оценка поступка человека. А рассуждение даёт нам возможность
отличить чёрное от белого, добро от зла, истину от лжи. Многие святые отцы
ставят рассуждение даже выше любви! Конечно, мы должны пребывать в смирении и
послушании перед священниками и священноначалием. Но, если мы видим, что
поступки и призывы священника не соответствуют Евангельским заповедям и
святоотеческому учению, должны не осуждая личность священника, не соглашаться с
его заблуждениями и ни под каким видом не принимать их.
- Фотиния! Ты – права! Более того: ты очень мудро, не по возрасту, рассуждаешь. Я даже не
предполагала, что ты
можешь так обстоятельно рассуждать. Правда! Мы никогда с тобой не углублялись в
богословские рассуждения, Начали с твоей исповеди, а зашли в такие дебри, - рассмеялась
я.
Заметив, что
выговорившись, Фотиния Ивановна, слегка успокоилась, я продолжила:
- Очень хочется верить, что своими
молитвами какая-то часть священства призовёт милосердие Божие на нашу страну, да, и на весь мир в целом. Ведь в таинстве рукоположения им даётся благодать
Святого Духа, - а это непреодолимая сила.
Возможно, в действительности, они много
делают в этом направлении. Однако, напрягает то, что это делается, как - то,
исподтишка.
В конечном итоге, спасение людей
всецело находится во власти Бога, Который знает, как спасать любящих Его в
любых условиях, и взаимоотношения с Которым куда важнее внешних обстоятельств.
Мы обе понимаем, что осуждать
священников грешно, это - Смертный
грех.
Священники - тоже люди. Вот не поворачивается у меня язык
сказать: «такие же, люди, как и мы». Нет, не такие же. Любой, даже совсем юный,
только что рукоположенный священник, в духовном плане на ступеньку выше нас.
Святые отцы пишут, что мы должны
воздавать должное почтение священническому сану и всячески остерегаться
осуждать носящих этот сан.
Да, они - люди, и они тоже разные.
Приведу аналогию.
Вот, к примеру, мы придаём огромное
значение, медицине в современном мире и вообще во всей нашей жизни. Но вместе с
тем мы прекрасно знаем, что хороших врачей – по пальцам можно пересчитать.
Большинство специалистов в этой (как и в любой другой) сфере – люди достаточно
посредственные. Есть даже и шарлатаны.
Но ведь из-за этого мы не приходим
к выводу, что медицина – это никому не нужная наука. Здесь мы чётко разделяем
плохих специалистов и медицину в целом, как важную область человеческой
деятельности.
Независимо от того, хороший или
плохой врач выписал рецепт на лекарство, - лекарство всё равно помогает
облегчить боль.
Но, почему же у нас не получается
под таким углом зрения посмотреть на священников?
Конечно, здесь – речь о душе, здесь
всё намного «тоньше». И некорректности – больнее, и ошибки – страшнее. Но, по
сути – это одно и то же: есть хорошие и
не очень хорошие священники, а Православие от этого не становится хуже.
- Мария Васильевна! Я очень хорошо все понимаю! И понимаю, что осуждать плохо. Вот я сегодня
причастилась, - и опять нагрешила… Да еще как! Я понимаю, что грех
осуждения действует очень интересно. Думаю, что очень многие люди могли
заметить это и по себе, по своей жизни. Как только начинаешь осуждать кого-то
за те или иные грехи, через какое-то время Господь делает так, что ты сам
впадаешь в те же грехи.
Я не хочу
сказать, что я осуждаю нашего священника за сегодняшний его совет мне. Я просто
согрешила несогласием с его мнением. Я
могу иметь свое мнение?
- Да,
Фотиния, мы все имеем право иметь свое мнение. В том числе, мы имеем право быть
не согласными с мнением священника. К сожалению, мы имеем ложный стыд высказать
ему это мнение…
Давай
оставим сегодняшний случай со священником, а порассуждаем в целом о грехе
осуждения.
Вот, когда
мы сами впадаем в ту или иную ошибку или явный грех, все-таки хотим к себе какого-то снисхождения,
готовы найти для себя те или иные оправдания.
Идя на исповедь, мы ждем от Бога прощения, а от священника, как от отца, - снисхождения.
Священнику нужно научиться этому снисхождению к исповедующемуся человеку.
Пример этому - отношение матери к своим детям.
Меня, к
примеру, возмущает, когда некоторые женщины не могут понять и оправдать мать,
которая заступается за своего сына,
совершившего ошибку, или пусть даже
преступление. Настоящая мать, что бы ни
совершили ее дети, даже если она и осудит их поступки, - все равно будет
оправдывать их.
Помню, как одна мать (проблемного ребенка), совершившего нехорошие
поступки, говорила мне про него,
плача и оправдывая его: «Я ведь его мать, я не могу его оставить». И
действительно, настоящая мать не может отвергнуть своего ребенка, потому что
она мать и любит его любым.
Даже, я бы сказала: за проблемного ребенка душа болит еще больше, чем за благополучного.
Фотиния Ивановна, наконец, освободилась от своего эмоционального напряжения, и как бы подвела итог нашим рассуждениям.
- Мария Васильевна, мы начали с моего возмущения по поводу несогласия с наставлениями,
данными мне священником, а углубились в
такие философские рассуждения…
Дошли до осуждения иерархов... Один Бог знает, почему и для чего все происходит.
Или все-таки это были рассуждения, а не осуждение? - рассмеялась она...
Закончить эту мне хочется
коротеньким поучительным рассказом (на тему поспешного осуждения), который я нашла на просторах интернета.
Человек угостил маленькую девочку
двумя яблоками.
Девочка с радостью взяла яблоки и на
глазах у матери откусила одно из них.
Мама ждала, что дочка предложит ей
второе яблоко. Но она надкусила и его.
На глазах у матери появились слёзы:
ей так хотелось внимания и любви от своей дочки. Она подумала, что не смогла
научить ее самому главному – доброте и состраданию.
Но осуждение матерью своего ребёнка
было поспешным.
Когда девочка проглотила второй
кусок, она протянула маме одно из надкусанных яблок и сказала: «Мамочка, возьми
вот это яблоко: оно слаще, чем другое».
Эта реальная история учит нас не
спешить с выводами и оценками ближних, а стараться терпеливо «носить тяготы
друг друга».
Человек – существо постоянно
изменяющееся, и нужно верить, что обязательно в каждом из нас рано или поздно
раскроются лучшие душевные качества.
Тех,
кто научится не осуждать, Господь обещал не судить за их согрешения.
Рассказ "Мир держится на молитвах монахов" |
Мне понравилось сравнение священников с медиками- совершенно точно! И те и другие призваны служить людям, только одни лечат тело, а другие душу.
ОтветитьУдалитьДействительно, мы судим по конкретному поступку, но сути, того, что именно повлекло этот поступок, мы не знаем.
ОтветитьУдалить