! Сегодня

Грех осуждения священника



Осуждение – самый распространённый наш грех.
Я, к примеру, вряд ли, когда-нибудь смогу избавиться от него.
На исповеди.

Мы устроены так, что наше внимание постоянно обращено на оценку жизни других людей, на их поступки. Меньше всего мы готовы строго и внимательно наблюдать за собой. Ошибки других людей мы оцениваем с позиции судей, а свои собственные – с оправданием.

Разговор об осуждении и рассуждении мы завели с Фотинией Ивановной по пути из храма.
Началось с того, что женщина возмутилась полученными ею в ходе исповеди советами.
А было так: на исповеди она пожаловалась на свою несдержанность, на раздражительность, на постоянную брань с мужем, который на каждом шагу упрекает ее: то за поступки, то за неуклюжие действия, то за высказанное мнение. За все, что не правильно сделали дети, - тоже всегда виновата она, так как неправильно их наставляет.
Выслушав ее, батюшка резюмировал, что не подчиняться мужу – это большой грех и посоветовал ей взять отпуск (когда у детей будут каникулы), забрать с собой детей и поехать на несколько недель в монастырь. Мол, это нужно для того, чтобы привести свою душу в норму. В монастыре внимательно понаблюдать, как там вырабатывается истинное послушание: прав или не прав игумен, братия беспрекословно ему подчиняется.

- Не понимаю, Мария Васильевна! На проповедях священники твердят нам, что муж в семье - иерей, что жена должна покоряться ему, на исповеди понуждают вырабатывать покорность. В первом веке живем что ли? На работе подчиняйся, перед свекровью смиряйся, дома покоряйся…
В конце-то концов: Я же не на мужа пришла жаловаться на исповеди, я исповедовала свой грех, а заключается он в том, что я не почитаю должным образом своего мужа. И все! Я не ждала совета.
Если быть честной, то его совет вызвал в моей душе бурю возмущений! Я после этой исповеди на Причастие шла с «закипевшей» душой. А все потому, что я была случайным свидетелем, как однажды его же матушка, украшавшая к празднику храм, возмутилась на его замечание, что пора идти домой, так как дети еще не сделали домашнее задание. 
Матушка говорила шепотом, но, я как раз проходила мимо, и услышала: «Что ты меня постоянно наставляешь?! Наставляй своих заблудших чад, которые не знают, какой ты есть дома. Я не хуже тебя знаю, что такое хорошо, и что такое плохо. В храме ты – богослов. А на меня и наших детей у тебя не хватает ни времени, ни терпения. Дети же не только мои, но, и твои. Я отдохнуть хочу в храме от домашних дел. Понимаешь? Советы я тоже умею давать, а сама живу, как приходится. Надеюсь, ты не забыл, что у меня тоже богословское образование? И я знаю, что я  дома - не служанка».

То есть, свою матушку он не отправляет в монастырь. Потому что домашних дел уйма! На него же лягут...
- Даа, Фотиния… Мы устроены так, что наше внимание постоянно обращено на оценку жизни других людей, на их поступки. Меньше всего мы готовы строго и внимательно наблюдать за собой. Ошибки других людей мы оцениваем с позиции судей, а свои собственные – с оправданием. И священники - не исключение.
Порой мы возмущаемся ими, что они проявляют те самые пороки и страсти, совершают те же грехи, от которых призывают отказываться нас: мол, попы так любят давать людям мудрые советы, а сами…
- Мария Васильевна, простите меня, пожалуйста, но я должна выговориться. Таких, как я, священники смело учат, как правильно поступать... А почему они не учат тех, от кого сами зависят? Он мне еще посоветовал, что для того, чтобы держать душу в покое, свое мнение вообще лучше не высказывать нигде, особенно сейчас, когда в обществе такой накал...
Я понимаю, что грешу. Но, я же сказала, у меня душа кипит, - в эмоциях продолжила Фотиния Ивановна:
- Люди в основной своей массе теперь образованные, осведомлённые и знают, что законодательство запрещает религиозным деятелям участвовать в политической жизни, но, в то же время наблюдают, что, по - факту, это участие имеет место быть. Причём, людей напрягает то, что открыто участвуя в политике, пастыри не заостряют внимания на том, что нарушаются духовные законы против человека: то есть там, где опасно, они не обличают грех.
Политические деятели решают судьбу страны, а значит, и наши судьбы, судьбы близких нам людей: наших детей и потомков.
Быть равнодушными к тому, что ожидает в будущем родных нам людей, игнорировать эту сторону нашей земной жизни, никак нельзя.
Возможно, я не права, но я считаю, что служители Церкви обязаны убеждать представителей власти, что по любому вопросу, в том числе по вопросам политики, люди имеют право иметь своё собственное мнение; а за то, что они высказывают его, их не должны преследовать.

Исповедь
Меня учить, как правильно жить, проще!
Да, я и сама понимаю, что грешу. Поэтому и пришла на исповедь.
- Я во многом согласна с тобой, Фотиния. Прости, что я больше слушаю тебя, чем высказываю мнение, потому что очень опасаюсь рассуждать о священниках. Понимание того, что осуждать плохо, есть, наверное, у каждого, но почему-то соблазн посидеть и посудачить о ком-нибудь, перемывая косточки либо знакомым, либо близким, либо даже священникам, иногда затягивает настолько, что порой трудно остановиться, чтобы не перейти на фантазии, и тогда под предлогом  «А вот мне рассказали», начинается сочинительство, переходящее в клевету.
Конечно, после таких возбуждённых бесед в душе остаётся неприятный осадок.
Бывает... Грешат и священники... Придёт время - ответят...
Спрос с них будет другой, строже, чем с нас.
Кому много дано - с того много спросится.
Что же касается православных иерархов, - то они тоже живут не в безвоздушном пространстве. Здесь, на земле, они  граждане своей страны,  они должны болеть душой за свою Родину, должны совершать какие-то действия, чтобы жизни людей становились всё более «приятными Богу», поэтому они, конечно, должны участвовать в политической жизни в той мере, в которой сами для себя считают возможным и нужным, но, при этом, не забывая о своём основном предназначении.

Мне хотелось немного смягчить наш обостренный разговор. Но, Фотиния Ивановна, слушая меня, готова была расплакаться. И я позволила ей высказаться. Она смахнула слезу и продолжила:
- Я знаю, что осуждать священников грешно. Вы сейчас тоже, как будто не мнение высказывали, а лекцию мне читали. Простите, но, события последнего времени: коронавирус, политическая ситуация в стране, - невольно заставили нас наблюдать за поведением священников в этой ситуации.
Часть прихожан (если выразиться помягче) - разочаровалась…
Конечно, как ни крути, но верующим людям обойти стороной политику невозможно.
Сам Господь дал людям свободу: Он предоставил право выбора. В вопросах веры, в вопросах личной жизни, в вопросах коммуникации в обществе  мы имеем право принимать личное решение. Если наш выбор не вредит ближнему, не нарушает  его права, - то он  не является греховным и преступным.
Я знаю, что осуждение есть грех тяжкий. Но, некоторые православные путают осуждение с рассуждением. А рассуждение есть великий дар Божий! Что есть осуждение? Это - нравственная оценка поступка человека. А рассуждение даёт нам возможность отличить чёрное от белого, добро от зла, истину от лжи. Многие святые отцы ставят рассуждение даже выше любви! Конечно, мы должны пребывать в смирении и послушании перед священниками и священноначалием. Но, если мы видим, что поступки и призывы священника не соответствуют Евангельским заповедям и святоотеческому учению, должны не осуждая личность священника, не соглашаться с его заблуждениями и ни под каким видом не принимать их.
- Фотиния! Ты – права!  Более того: ты очень мудро, не по возрасту, рассуждаешь. Я даже не предполагала, что ты можешь так обстоятельно рассуждать. Правда! Мы никогда с тобой не углублялись в богословские рассуждения, Начали с твоей исповеди, а зашли в такие дебри, - рассмеялась я.
Заметив, что выговорившись, Фотиния Ивановна, слегка успокоилась, я продолжила:
- Очень хочется верить, что своими молитвами какая-то часть священства призовёт милосердие Божие на нашу страну, да, и на весь мир в целом. Ведь в таинстве рукоположения им даётся благодать Святого Духа, - а это непреодолимая сила.
Возможно, в действительности, они много делают в этом направлении. Однако, напрягает то, что это делается, как - то, исподтишка.
В конечном итоге, спасение людей всецело находится во власти Бога, Который знает, как спасать любящих Его в любых условиях, и взаимоотношения с Которым куда важнее внешних обстоятельств.
Мы обе понимаем, что осуждать священников грешно, это - Смертный грех.
Священники - тоже люди. Вот не поворачивается у меня язык сказать: «такие же, люди, как и мы». Нет, не такие же. Любой, даже совсем юный, только что рукоположенный священник, в духовном плане на ступеньку выше нас.
Святые отцы пишут, что мы должны воздавать должное почтение священническому сану и всячески остерегаться осуждать носящих этот сан.
Да, они - люди, и они  тоже разные.
Приведу аналогию.
Вот, к примеру, мы придаём огромное значение, медицине в современном мире и вообще во всей нашей жизни. Но вместе с тем мы прекрасно знаем, что хороших врачей – по пальцам можно пересчитать. Большинство специалистов в этой (как и в любой другой) сфере – люди достаточно посредственные. Есть даже и шарлатаны.
Но ведь из-за этого мы не приходим к выводу, что медицина – это никому не нужная наука. Здесь мы чётко разделяем плохих специалистов и медицину в целом, как важную область человеческой деятельности.
Независимо от того, хороший или плохой врач выписал рецепт на лекарство, - лекарство всё равно помогает облегчить боль.
Но, почему же у нас не получается под таким углом зрения посмотреть на священников?
Конечно, здесь – речь о душе, здесь всё намного «тоньше». И некорректности – больнее, и ошибки – страшнее. Но, по сути – это  одно и то же: есть хорошие и не очень хорошие священники, а Православие от этого не становится хуже.
- Мария Васильевна! Я очень хорошо все понимаю!  И понимаю, что осуждать плохо. Вот я сегодня причастилась, - и опять нагрешила… Да еще как! Я понимаю, что грех осуждения действует очень интересно. Думаю, что очень многие люди могли заметить это и по себе, по своей жизни. Как только начинаешь осуждать кого-то за те или иные грехи, через какое-то время Господь делает так, что ты сам впадаешь в те же грехи.
Я не хочу сказать, что я осуждаю нашего священника за  сегодняшний его совет мне. Я просто согрешила несогласием с его мнением.  Я могу иметь свое мнение?
- Да, Фотиния, мы все имеем право иметь свое мнение. В том числе, мы имеем право быть не согласными с мнением священника. К сожалению, мы имеем ложный стыд высказать ему это мнение…

Давай оставим сегодняшний случай со священником, а порассуждаем в целом о грехе осуждения.
Вот, когда мы сами впадаем в ту или иную ошибку или явный грех,  все-таки хотим к себе какого-то снисхождения, готовы найти для себя те или иные оправдания. 
Идя на исповедь, мы ждем от Бога прощения, а от священника, как от отца, - снисхождения.
Священнику нужно научиться этому снисхождению к исповедующемуся человеку.
Пример этому - отношение матери к своим детям.
Меня, к примеру, возмущает, когда некоторые женщины не могут понять и оправдать мать, которая заступается за своего  сына, совершившего ошибку, или  пусть даже преступление.  Настоящая мать, что бы ни совершили ее дети, даже если она и осудит их поступки, -  все равно будет оправдывать их. 
Помню, как одна мать (проблемного ребенка), совершившего нехорошие  поступки,  говорила мне про него, плача и оправдывая его: «Я ведь его мать, я не могу его оставить». И действительно, настоящая мать не может отвергнуть своего ребенка, потому что она мать и любит его любым.
Даже, я бы сказала: за проблемного ребенка душа болит еще больше, чем за благополучного.
Фотиния Ивановна, наконец, освободилась от своего эмоционального напряжения, и как бы подвела итог нашим рассуждениям.
- Мария Васильевна, мы начали с моего возмущения по поводу несогласия с наставлениями, данными мне  священником, а углубились в такие философские рассуждения… 
Дошли до осуждения иерархов... Один Бог знает, почему и для чего все происходит.
Или все-таки это были рассуждения, а не осуждение? - рассмеялась она...


Закончить эту мне хочется коротеньким поучительным рассказом (на тему поспешного осуждения), который я нашла на просторах интернета.
Человек угостил маленькую девочку двумя яблоками.
Девочка с радостью взяла яблоки и на глазах у матери откусила одно из них.
Мама ждала, что дочка предложит ей второе яблоко. Но она надкусила и его.
На глазах у матери появились слёзы: ей так хотелось внимания и любви от своей дочки. Она подумала, что не смогла научить ее самому главному – доброте и состраданию.
Но осуждение матерью своего ребёнка было поспешным.
Когда девочка проглотила второй кусок, она протянула маме одно из надкусанных яблок и сказала: «Мамочка, возьми вот это яблоко: оно слаще, чем другое».
Эта реальная история учит нас не спешить с выводами и оценками ближних, а стараться терпеливо «носить тяготы друг друга».
Человек – существо постоянно изменяющееся, и нужно верить, что обязательно в каждом из нас рано или поздно раскроются лучшие душевные качества.

 

Тех, кто научится не осуждать, Господь обещал не судить за их согрешения.

    В моём блоге вы можете почитать душевные рассказы о жизни реальных людей, об их опыте преодоления скорби, а также рассказы о монастырях. 


Рассказ "Мир держится на молитвах монахов"



   

2 комментария:

  1. Мне понравилось сравнение священников с медиками- совершенно точно! И те и другие призваны служить людям, только одни лечат тело, а другие душу.

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно, мы судим по конкретному поступку, но сути, того, что именно повлекло этот поступок, мы не знаем.

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога