! Сегодня

Я за сына всегда переживала больше, чем за дочь.


«Более тридцати лет прошло с тех пор, а я помню всё так подробно, как-будто это было вчера», - начала свой рассказ Зинаида Ивановна.
У неё двое взрослых детей: сын и дочка.
      Свой рассказ женщина начала не сразу. Понятно было, что воспоминания до сих пор для неё мучительны.
Сын Валерий был военным.

Афганистан


        Сейчас он уже давно на пенсии, подполковник в отставке. 
Был трижды женат. Теперь живёт один, вернее с Зинаидой Ивановной, в её квартире. 
Первой жене оставил квартиру, которую получил по льготе, как офицер-афганец. Вторую квартиру купили с женой во втором браке. При разводе квартира тоже осталась жене. 
В третьем браке жили в квартире жены.
Каждая жена родила по одному ребёнку. Все сыновья, т.е. внуки Зинаиды Ивановны, теперь тоже взрослые.
Зинаида Ивановна даже рада, что невестки родили именно сыновей, а не дочек. Чтобы хоть сотую долю той боли, которую познала она, как мать, -  познали невестки, переживая за своих сыновей. Потому что каждая из них хоть раз жаловалась ей, свекрови,  на характер Валеры.
- Это никакая не месть. Нет. Я ничего не имею против своих бывших невесток, больших претензий у меня к ним нет. Обыкновенные женщины, мечтавшие о счастливом браке, но не пожелавшие принять своего мужа таким, каким его сделала жизнь. Женщины теперь сильные. Мы в своё время больше зависели от своих мужей, чем они теперь. Женщина одна, без мужа, проживёт. А вот мужчина без жены, как птица с обожженными крыльями: не сможет взлететь.
У Зинаиды Ивановны есть обида на каждую из них за то, что не сохранили брак, потому что на развод подавали именно они.
Сын, конечно, по характеру не подарок для семейной жизни. 
Он очень добрый, отзывчивый, заботливый, большой трудяга, но вспыльчивый и несдержанный, может "взорваться" на ровном месте, без особой причины... Но, ведь вспыльчивыми не рождаются, ими становятся. Ведь каждая из них, (ну, может, только кроме первой жены),  знали за кого выходили замуж.
А всему вина – самая коварная и непонятная война, вошедшая в жизнь советских офицеров и солдат, - Афганистан. Там он и «подорвал» своё здоровье.
А ещё та война, как раскалённым копьём, пронзила сердце каждой матери, чей сын был командирован туда.
- Валерий окончил военное училище, женился, жена забеременела сразу, мы такие счастливые все были, - вспоминает Зинаида Ивановна.
 - Я так гордилась своим сыном! Помню первый его парад на 9-ое Мая. Красавец, офицер-десантник, спортивный, подтянутый!
Но вскоре, примерно через полгода, после суточного наряда (так назывались дежурства) сын зашел ко мне домой и сказал: «Мама, мне предстоит далёкая командировка, не знаю пока на какой срок, не знаю в какую точно точку, но ты не переживай. Всё будет хорошо. Я же военный. Служба Родине - это мои рабочие будни».
- Когда, сынок?
- Через два дня.
- Почему так срочно? Неужели не дают времени нормально собраться?
- Мама, я уже собран. Я не знал, как тебе сказать. Это я тянул…
Сын старался быть весёлым, пытался шутить, но сердце матери не обманешь. Оно волнительно заныло, появилась тревога, какая-то ноюще - давящая боль…
В те годы каждая мать, у которой был взрослый сын, становилась верующей. Каждая взывала к небесам, чтобы это страшное слово «Афганистан» не пришло в её дом.
Сын ушёл, а мать обессиленно опустилась на колени и внутренним истошным голосом простонала: «Господи! Не помиловал ты нас. Не обошло нас стороной».
Она не помнит, сколько тогда простояла на коленях, с работы пришёл муж, со школы - дочь.  Женщина поднялась с колен, присела к столу.  Ничего никому не говорила, но почему-то они сами обо всём догадались.

В тот вечер никто не произнёс ни слова.
Зинаида Ивановна всю ночь не сомкнула глаз.
Утром позвонила на работу, предупредила, что заболела, а сама пошла в церковь. Был будний день, службы не было, как и не было священника.
Она не была знакома с батюшкой  лично, не знала, где он живёт, но она точно знала, что, кроме его, сейчас никто ей не поможет.
Люди подсказали, как найти батюшку. Но чем ближе Зинаида Ивановна подходила к его дому, тем запутаннее становились мысли.
- Господи! С чего же начать? Я считала себя верующей: один раз в три месяца забегала на пять минут в храм, чтобы поставить свечи, а вот сейчас совершенно не знаю, о чём нужно спрашивать у батюшки. Господи! Помоги мне!
Только подошла к калитке, как навстречу вышел батюшка.
- Здравствуйте, у вас что-то случилось? Хорошо, что так рано пришли, я через полчаса должен выезжать в воинскую часть. Звонили, просили отслужить молебен. В командировку уезжают. Конечно, понято, куда… Я спешу.
- Батюшка, - расплакалась Зинаида Ивановна,- мой сын тоже уезжает в эту командировку.
Слово «Афганистан» почему-то ни у кого не хватало сил произнести.
- Помоги вам, Господи!
- Батюшка, а что мне делать?
- Молиться, дорогая! И верить, что Бог услышит эту молитву.
- Я молитв не знаю.
- Купите молитвослов, в храме есть. Купите иконки Спасителя, Матери Божьей, Николая Чудотворца. Читайте акафисты. Молитва матери – это самая сильная защита. Посты нужно соблюдать, в среду и пятницу обязательно. Сыну не забудьте надеть крестик.
- Я сейчас запишу всё, я же ничего не знаю.
- Как зовут вашего сына?
- Валерий.
- Хорошо, я помолюсь о нём.
От последних слов батюшки повеяло надеждой, участием, заботой…
В ближайшее воскресенье женщина купила молитвослов и иконки - складень: три иконки, сложенные буклетом вместе. В складень почему-то интуитивно положила фотографию сына. Ей казалось, что так он будет в безопасности, под защитой.
И началась непрерывная молитва длиною, в нескончаемых, как тогда казалось, почти три года!
Не пропустила ни одну воскресную службу. Заказывала молебны. Молилась ежедневно дома.
Письма ждала, как никогда ничего в своей жизни так не ждала. Пришло письмо – маленькая радость: хоть на войне, но жив.
Невестка родила сына. Конечно, она тоже переживала за своего мужа. Но после родов как-то немного успокоилась, ушла в хлопоты за ребёнком.
Время шло. Слава Богу, сын был жив!
Но с частотой не реже, чем раз в три месяца, проходил слух, что или  в город, или в соседние деревни привезли в цинковом гробу, как тогда почему-то называли, «груз 200».
Этот груз, наверно, так и прозвали, потому что он, как двухсоткилограммовая гиря, расспластывал сердца матерей.
В те дни Зинаида Ивановна становилась на сугубую молитву. Объявляла сама себе самый строгий пост: голодовку.
Прошло более двух лет, сын в письме сообщил, что через несколько месяцев ему пришлют замену, и он вернётся домой.
Подходила Пасха. Все люди готовились к празднику. А Зинаида Ивановна решила, что они в семье особо праздновать не будут. Никаких застолий. Сходим всей семьей на ночную службу, а в остальном всё будет, как всегда: отдохну, помолюсь.

Вот вернётся сын домой - тогда и будет у нас праздник!
Праздничная ночная служба подходила к концу, а у Зинаиды Ивановны вдруг так заныло сердце! Сама себя успокаивала: это от отчаяния; в храме все ликуют, радуются, улыбаются, а я не могу радоваться, у меня сегодня нет праздника. Глаза устремились на икону Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, убереги моего сына Валерия!»
Состояние тревоги усиливалось.
Люди направились к выходу, стали шуметь. Вдруг Зинаида Ивановна, как ей показалось, явно услышала голос сына: «Мама, я здесь!»
Женщина резко повернулась в ту сторону, а оказалось, что молодой человек подзывал к себе свою мать.
Но за это мгновение давление у Зинаиды Ивановны подскочило так, что она не устояла на ногах, покачнулась, чуть не упала, хорошо, что рядом оказался муж, придержал.
Вышли на улицу. Покой в душу не возвращался. Мысленно она постоянно возвращалась к тому моменту, когда услышала голос сына.
- И все-таки это был голос Валеры.
- Зина, ну что ты такое говоришь? Ты же понимаешь, что это не реально, - ответил муж.
Пришли домой. Зинаида Ивановна села на стульчик и понимает, что состояние такое, как будто она умирает. Ложиться спать не могла. Взяла молитвослов и стала молиться. Молилась до утра.
Когда проснулся муж, попросила, чтоб вызвал скорую помощь. Скорая приехала быстро. Отвезли в больницу, обследовали. Сердечный приступ. Предложили госпитализацию. Отказалась. Как молиться в больнице?
Той Пасхальной ночью, как потом стало известно, сын в далёком Афганистане нёс дежурство. Шли боевые действия. Под утро была очень активная перестрелка и одновременно бомбёжка.
Поступила информация, что получил ранение самый близкий друг Валерия. Вылетела спасательная группа. Когда Валерий с напарником спускались с парашютов, пуля снесла с его головы берет, пронеслась мимо макушки, и смертельно ранила напарника.
Пока пытались спасти напарника, пока погрузили его, упустили время, когда прибыли к месту назначения, лучший друг Валерия тоже умер.
Впервые в жизни Валерий разрыдался.
В момент полного бессилия мужчине показалось, что рядом промелькнул силуэт его мамы.
- Мама, я здесь! Я чудом остался в живых. Но нет моих лучших товарищей. Я не уберёг их.
Через полгода Валерий вернулся домой. Сынишке уже исполнилось два года и три месяца. Жена была счастлива. Первое время всё было хорошо.


Но через какое-то время, при каждой встрече с Зинаидой Ивановной, невестка жаловалась, что Валера стал невыносим. Вспыльчив, как огонь.
- Таня, дорогая, пойми, в то время, как его ровесники бегали по дискотекам, Валера был на войне. Да, глупая война. Непонятно чьи жизни оберегали. Непонятно, за что погибали. Испортил он там свою психику.
- Ну, а я, почему я должна страдать? Я замуж вышла, я счастливой быть хочу, хочу ласки, заботы, внимания к себе, а он на ровном месте воспаляется, орёт!
Через два года расстались.
Потом было ещё два брака. Распадались по той же причине. Не хотели женщины понимать, что всему этому есть объяснение. Ни одна не отогрела сердце сына.
- Они, жёны, конечно, имеют право быть счастливыми. Но и мой сын имеет такое же право.
Только моё материнское сердце принимает его таким, какой он есть, всё оправдывает, всё прощает.
Валера много раз  говорил мне о том, что часто видит страшный сон про ту войну, и каждый раз во сне погибает его друг... Он просыпается в холодном поту и не знает: радоваться ли тому, что это было во сне... 
Ведь друг, действительно, погиб.


- Я честно скажу, я за дочку всегда была спокойна. Женщины ранимые, но в бытовом плане более приспособленные. Смотрю я на Валеру и думаю: так и не был обласкан, так и не был согрет. Все жёны от него ждали любви, ухаживаний, хотели, чтобы он постоянно заботился, обнимал, целовал, говорил, как он любит, какая она красивая и т. д... А снисхождения за пережитую им войну не давали.
Он всегда стремился в служебных делах быть на высоте – ставил перед собой серьезные цели, достигал их, рисковал. Ему было очень важно, чтобы женщина верила в него, давала понять, что он самый из самых, что он достигнет всего, чего захочет.    
Материнская любовь безгранична, но это не та любовь, которая нужна мужчине.
Чтобы залечить раненую душу того, кто рядом, нужно пожертвовать собой.
Ведь когда-то наши матери встречали с войны своих мужей, как героев. Тогда женщины делали всё, чтобы сделать своего мужчину счастливым.
Теперь нет, теперь каждая женщина считает, что она достойна счастья.
Я повторюсь: я не злорадствую.  Но! Хочу сказать о том, что недавно моя первая невестка позвонила и рассказала, что в семье её сына, (то есть у моего старшего внука), начались «неполадки», что её молодая невестка жалуется ей, что муж частовато выпивает. А я подумала: «Вот и в твоё сердечко вонзили копьем. Так же и мне было больно слушать, что мой  сын не устраивает тебя».
Вот и езжу теперь по монастырям: подаю записочки, молюсь, как могу, соблюдаю все посты, в том числе круглый год по средам и пятницам.

Мать и сын

Это - и благодарность Богу за то что сын остался жив в той войне, это - и молитвы за будущее моих детей и внуков.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, проставьте отметку затронул ли Вас рассказ,  подпишитесь на мой блог и т.д.

Оглавление блога находится по   синей  ссылке  справа  ссылка
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни реальных людей,  о паломничестве в Лавришевский монастырь.
Например, 









Пройдите далее, внизу есть стрелки для перехода на другие страницы.
В блоге иногда публикуются продолжения историй...

1 комментарий:

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога