! Сегодня

Стихотворение " Мать и сын"


    Надежда Ивановна начала свой рассказ с дрожью в голосе. Казалось, она готова была вот-вот расплакаться. За месяц до этого, она похоронила свою свекровь. Для нас было очень неожиданным, что она говорила о матери своего мужа с таким теплом.



   - Я вчера нашла в Интернете стихотворение "Мать и сын". Прочитав его, я часа три думала о своей свекрови. Она последнее время часто болела. Бывало, подолгу лежала в больнице. 
    В моей памяти стали всплывать картинки из больничной палаты. Всякое бывало. За некоторые моменты мне совестно.  Не хватало ей, конечно, сыновней любви. А я по своему эгоизму не пыталась компенсировать...
    Вспоминается, как в  день её 80-летия, когда за столом собрались все её дети, внуки, родные и близкие люди, мой муж обратился к своей матери с вопросом:

         - Мама, скажи: жизнь долгая или короткая?
         И она, не задумываясь, ответила:

        Как один миг, сынок, - очень быстрая. Я благодарю Бога за то, что помню всё, каждый кусочек и отрезочек - и трудный, и радостный. Да, сейчас-то я осознаю, что трудных периодов не так много было: всегда Бог посылал кого-нибудь в помощь. Просто когда было трудно, дни тянулись очень медленно.  
    Но, самым сложным, сынок, в моей жизни был период, когда ты будучи срочником, оказался на Первой Чеченской войне. Старшие дети уже жили своими взрослыми семейными жизнями. А ты для меня был маленьким – и попал в такую жизненную мясорубку. Я могла бы и не узнать, где ты… Через много лет после той войны я узнала, что письма, которые сыновья отправляли своим матерям, шли через Москву. Там они проходили цензуру. О войне писать не разрешалось. Твой командир оказался человечным человеком, на свой риск он переправил мне твоё письмо (Это - милость Божья, сынок).
         Сколько помню себя, я молилась каждый день за тебя, чтобы всё у тебя было хорошо. Я каждому из вас просила милости у Господа: утром на день, а вечером - на сон грядущий… Но, за тебя, сынок, я была готова отдать свою жизнь…
    - Мама, я помню тот день, когда мы с другом уходили в военкомат. Мы не захотели, чтобы нас провожали мамы, потому что нам казалось, что мы стали совершенно взрослыми, было стыдно показаться маменькиными сынками.  Я помню, как ты стояла у окна: маленькая, в стеганой старенькой безрукавке. На голове был завязан такой же старенький, чистый, цветастый платок. Ты смотрела мне вслед тревожным и любящим взглядом. Я оглядывался, с улыбкой махал тебе рукой, а ты крестила меня и что-то шептала. Только через много лет я понял, что ты тогда благословляла меня  и шептала молитву.
     Уже будучи в армии, а особенно, оказавшись в зоне боевых действий, я часто вспоминал этот момент. А еще мне вспоминались вечера, когда я с друзьями уходил на разные молодежные мероприятия, а ты терпеливо ожидала меня на кухне, много раз подогревая остывающий чайник, ждала, когда я вернусь, сяду напротив и расскажу, где был, с кем встречался и что видел. И я приходил, и садился, и всё тебе рассказывал. А ты слушала, задавая вопросы, иногда смешные и неожиданные, но очень для тебя важные. Я смотрел на твои морщинки, на очки с толстыми стеклами, на твои натруженные высохшие руки и любовался. Думал про себя: «Какое же счастье, что у меня есть такая добрая мама!» Я пытался представить тебя молодой, веселой и задорной, какой видеть тебя мне не посчастливилось, потому что ты родила меня в сорок два года. Став взрослым, я часто рассуждал над тем, что ты не воспитывала нас в прямом смысле этого слова: ты никогда не читала нам нотаций. Ты просто любила нас всех. А мы чувствовали, что любовь твоя хранит и бережет нас, защищает и ведет по жизни, и не дает сбиться с истинного пути.
         Далее Надежда Ивановна продолжила:
    - Я сидела за этим праздничным столом и испытывала такую неловкость! Впервые в жизни мне стало стыдно за себя, как за невестку. Ведь у нас с мужем родились две дочери. Я на себе не испытала тех чувств, которые испытывает мать к своему взрослеющему сыну. Я слушала их теплый разговор и стыдилась за свои упреки в адрес мужа: мол, возишься со своей матерью больше, чем с семьей, пора бы оторваться от её юбки. Мне почему-то казалось, что она больше всех своих детей любит и опекает именно младшего своего сына. Мне же, по-глупости, хотелось быть рядом не с маменькиным сынком, а жить со взрослым мужчиной. Иногда, когда она звонила и просила, чтобы он приехал к ней, мне думалось, что она любит себя и оберегает сына от всех опасностей жизни потому, что бессознательно боится лишиться этого прекрасного внутреннего состояния комфорта и покоя, когда он сидит рядом с ней.
         Я по натуре своей не конфликтный человек, никогда не полезу на рожон, от людей жду добра и добром отвечаю. Но, со своей свекровью я всегда держалась на расстоянии. А если признаться честно, я её недолюбливала.

     Когда она состарилась, стала немощной, - я не хотела заботиться о ней. Мужа постоянно упрекала...  Однажды, когда она лежала в больнице, я не разрешила ему остаться дома, чтобы иметь возможность навещать мать, а настояла на том, что нам вместе нужно поехать с младшей дочерью, у которой были проблемы со здоровьем, на море.  Потому что считала, что ухаживать за матерью – долг её дочерей. Я ведь не думала о том, что мой муж стал для неё таким драгоценным не только потому, что он младший, но, и потому, что именно ему выпала нелегкая доля побывать на войне…

         Мой муж оказался между нами хорошим дипломатом. Он сохранил в себе теплые и уважительные чувства, как к своей маме, так и ко мне, матери его детей.
    - Надя, испокон веков считалось, что женщина, родившая сына, больше привязана к нему, чем к дочери. Выражение «гордиться своим ребенком» больше относится к сыновьям: так как у них больше социальных возможностей. Сыновья женятся, дочерей – отдают замуж, как бы пристраивают. Именно сын воспринимается, как наследник фамилии, ремесла, титула, как продолжатель рода. Наконец, в былые времена, в старости матери надеялись на помощь и поддержку именно сыновей. Это сейчас приоритеты поменялись. К сожалению, ревностное отношение матерей к женам своих сыновей встречается довольно часто. Взаимоотношения невестки и свекрови испокон веков складывались непросто. Это одно из житейских испытаний для каждого в отдельности: сына (мужа), его мамы и невестки. Но, я слушаю тебя, Надя, и понимаю, что тебе со свекровью всё-таки повезло. 
    - Да, поезло. Поздно я поняла. Так вот, когда я прочитала стихотворение "Мать и сын", - я разрыдалась... Возможно, там сын был неплохой, может, невестка попалась наподобие меня.

       
Я буду очень признательна вам, если вы подпишетесь на мой блог, ссылка для подписки ниже, при условии подписки - на вашу электронную почту будут высылаться уведомления о новых публикациях.

В моём блоге вы можете почитать рассказы о жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби, о пути к Богу.

    Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:


 Кликнув  по картинке ниже,  - вы перейдёте на Оглавление блога


Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога