Я крещена в младенчестве, но по-настоящему воцерковляться стала только тогда, когда в мою
жизнь ворвалась, казалось, непреодолимая скорбь.
Когда я вплотную столкнулась с людьми, регулярно посещающими
церковные богослужения, живущими с молитвой, мне они показались святыми.
Хочу отметить, что с хамством в церкви я практически
не сталкивалась. Бог миловал. Правда, от многих слышала, что им в храме и грубили, и не
уступали место, их толкали, обсчитывали, любопытно разглядывали... Но, лично я не могу
вспомнить случая, чтобы после посещения храма или после паломнической поездки у меня надолго остался негативный осадок.
Правда, пишу эти строки, и неожиданно вспомнился
случай, как я однажды пришла в храм чуть позднее, а на том месте, где я обычно
стою, стояла незнакомая женщина. Я стала рядом, и вдруг такая же постоянная прихожанка,
как и я (с которой мы много лет простояли плечо к плечу), попросила ту
незнакомую женщину, чтобы она отошла немного в сторону, сказав: «Эта сестра
постоянно стоит на этом месте», на что в ответ мы услышали резкие слова: «На
базаре что ли стоите, у вас, что: заплачено за свои места?»
Было очень неловко.
Естественно,
место роли не играет. Но у многих постоянных прихожан есть привычка стоять в
храме на одном и том же, привычном, месте.
Я не считаю, что, регулярно
посещая храм, имею там больше прав. Дело не в том, у кого больше стаж
православной жизни. Можно десятилетиями ходить в храм, и не развиваться духовно.
Я думаю, что те из нас, кто считает себя
духовно "взрослее", должны относиться с пониманием к более
"младшим", стараться им помогать и молиться за них. Тогда и отношение к чужим недостаткам сформируется.
К сожалению, мы, давно воцерковившиеся, и даже трудящиеся в храме,
иногда наглеем. Мы часто заходя в храм, идём к аналою настолько уверенной
походкой, и с таким каменным выражением лица, будто пришли к себе домой, или на
собственную фирму. Почему так
происходит? Потому что мы, увы, привыкаем. В негативном смысле этого слова. Для
нас святыня превращается в обыденность.
(Это было
вступление к рассказу).
Далее я
хочу рассказать не о себе, а знакомой мне женщине. Назову её Александра. О её
нелёгком, очень скорбном пути к Богу подробно рассказывать не буду.
А вот о том,
как она, десятилетиями ходящая в храм, перешла от
состояния «горения» души к теплохладному состоянию, я думаю, незаметно для себя, постараюсь деликатно изложить…
А было
так.
Александру
очень сильно «похлестала» жизнь.
Да так,
что не искать спасения в церкви, она уже не могла!
Около
двадцати лет назад душа Александры была в очень опасном, как ей казалось, безысходном
состоянии. Позднее она призналась, что была тогда на грани
самоубийства.
С
горькими слезами, на ватных ногах, она переступила
порог деревенской церкви (в городскую не пошла, потому что ей думалось, что она
привлечёт к себе внимание очень многих людей).
Старенький священник внимательно выслушал её, проникся
её болью, говорил он тогда мало, но подобрал такие слова, которые очень
успокоили её, дали надежду…
Батюшка посоветовал Александре приготовиться к
исповеди, обвенчаться с мужем, убедил её в милосердии Божьем…
Александра искренне и глубоко каялась… Выполняла все наставления батюшки,
регулярно посещала церковные богослужения в маленькой деревенской церквушке (благо,
церковь находится в пяти километрах от города).
Со временем женщина стала заходить в церковь и в своём
городе. К её удивлению оказалось, что на неё никто не косился, не злорадствовал: мол, и тебя, наконец, «пригнуло»
горе, пришла…
Первое время по совету батюшки, Александра очень много
читала духовной литературы. Пример святых
угодников Божиих помог ей трезво посмотреть на все те обстоятельства и события,
которые произошли в её жизни.
Благодаря чтению, Александра осознала, что совершила в своей жизни много
грехов; а идя по пути воцерковления, она испытывала разные состояния души: и борения и, наоборот, благодатное,
умиротворенное состояние.
С одной стороны её церковная жизнь в
то время определялась внешними действиями: набором правил внешнего поведения, с
другой - она почувствовала, что в ней зарождается совершенно другое состояние...
Понятия любви по отношению к ближнему, прощение, смирение - это для неё было чем-то новым.
Понятия любви по отношению к ближнему, прощение, смирение - это для неё было чем-то новым.
Примерно в то же время я также переживала очень
сложный период своей жизни и также регулярно посещала богослужения, также «взахлёб»
читала духовную литературу.
Нам с Александрой было о чём поговорить.
Я далее немного отвлекусь от Александры, чтобы более
подробно описать последовательность наших с ней отношений.
На моём пути к тому времени встретились женщины, имевшие
опыт паломничества, которые увлекли и меня.
В течении примерно пяти лет я очень много паломничала.
В моей душе в тот период совершился
настоящий духовный переворот. Все
трудности и лишения, которые были пережиты мною в пути к святым местам, а также люди, которых я
встречала, распологали меня к более горячей молитве, я поверила в помощь и
ходатайство святых угодников Божьих.
Я посетила много святых мест: была в очень известных
величественных лаврах, была и в маленьких, только-только возрождающихся монастырях.
И, несомненно, могу сказать, что внешнее и внутреннее величие любого монастыря особо наполняет
душу каждого паломника благоговением, заставляет задуматься о своем недостоинстве и ничтожестве, вызывает
плач о своих грехах, - и как следствие, в монастыре возникает необходимость мольбы к Богу о помиловании.
В мире есть множество святынь, в
которых наши заблудшие души могут найти приют, обрести покой, получить
благословение.
Но есть особенные монастыри!
Мне очень «запал» в душу монастырь, который находится в республике с красивым названием Карелия. Это Важеозерский монастырь.
Он
находится на далеком севере, на берегу небольшого озера Важи, среди векового,
почти непроходимого леса. Место очень уединенное, вокруг него нет никаких селений. Всюду пустынная
тишина, всё полно покоя, изредка нарушаемого звоном небольших колоколов
монастырских храмов. И паломников там немного.
Мы заехали в этот монастырь по
пути в Соловецкий (величественный культурный и духовный центр Севера).
Но мне запал в душу именно этот небольшой,
не настолько известный, как Соловецкий, монастырь.
Слишком сказочное это место, чтобы забывать о нём. И монахи мне показались там какими-то особенными.
Слишком сказочное это место, чтобы забывать о нём. И монахи мне показались там какими-то особенными.
Через
какое-то время я совершенно неожиданно оказалась в Свято-Елисеевском Лавришевском
монастыре. Этот монастырь расположен на нашей белорусской земле. Его на то время и монастырём - то трудно
было назвать. Только-только начал возрождаться. Но, в моей душе он оставил такой
же тёплый след, как и Важеозерский.
К нему моя душа «приросла»
надолго.
Приехав домой, я
точно знала, что в Лавришевский монастырь я буду ездить регулярно.
Так как я сама ощутила благодать,
исходящую от святости намоленных мест, получила духовную радость и отраду, я
очень хотела увлечь в паломничество своих близких и знакомых.
Но тех, кто в тот период не испытывал
такой жажды, было очень трудно убедить в пользе поездок по монастырям.
А вот Александра казалась мне очень
подходящей кандидатурой.
Но, увы… В течении примерно трёх лет я предлагала ей поехать вместе со
мной в Лавришево. И каждый раз был отказ, причины банальные: от усталости на
работе – до неверия в то, что монастырь может дать больше, чем свой храм. А чаще всего она оправдывала свой отказ, ссылаясь на обыденную физическую усталость.
Как в мультфильме о Простоквашино: «Я так устаю на
работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор посмотреть».
Но, чудо свершилось! Однажды Александра согласилась!
Был месяц май.
Природа благоухала: цвели деревья, распространяя неповторимые
ароматы, птицы щебетали, чирикали, пели (монастырь расположен в лесу).
Мы отстояли службу, исповедовались, причастились. К
концу службы Александра подошла ко мне, низко поклонилась и сказала: «Низко
кланяюсь, благодарю за такой подарок для моей души». И - залилась слезами.
Как она потом пояснила, на фоне всех пережитых
страданий и трудностей именно в этом монастыре она явно ощутила, что не
оставлена Богом, Он дал ей понять и почувствовать, что Он здесь, рядом. Это было так
убедительно, так ясно, так зримо…
Однажды, на престольный праздник, она познакомилась со
священником из другого города, который пригласил её в паломничество (не
получалось набрать нужное количество людей, а приближалась дата поездки).
И так начался период её паломничества по очень известным святым местам, затянувшийся на несколько
лет…
Это были известные всему миру монастыри. В том числе
она побывала на Святой Земле.
Александра добровольно брала на себя
трудности, принимала тяжёлые условия дороги, проводила определённое время в ограничениях,
чтоб очередной раз поклониться святым мощам, укрепиться в вере.
Однажды в разговоре она проронила
такую фразу: «Побывав на Святой Земле, я ощутила то, чего не могу получить в
своём приходском храме. Я не хочу идти в обычный храм. Да, и священники в нашей стране другие.
Посмотри на семью настоятеля - это же настоящая финансовая компания, целью которой является отъём денег у бедных бабулек. Батюшка говорит проповеди о нестяжательстве, а сам-то видишь, как безбедно живёт! А на какой крутой машине ездит! Все прихожане преклоняются перед ним, стремятся угодить, прислужить».
Посмотри на семью настоятеля - это же настоящая финансовая компания, целью которой является отъём денег у бедных бабулек. Батюшка говорит проповеди о нестяжательстве, а сам-то видишь, как безбедно живёт! А на какой крутой машине ездит! Все прихожане преклоняются перед ним, стремятся угодить, прислужить».
Я
помню, особого отпора в тот день ей не дала (за что потом меня совесть мучила),
но, всё-таки возразить ей попыталась:
- Александра, никто не принуждает человека
носить в церковь пожертвования. Пожалуйста, заходи в храм, молись, исповедуйся,
причащайся, не тратя ни копейки своих денег. И ни один священник не откажет тебе
бесплатно совершить какое-то священнодействие, если ты признаешься, что испытываешь
материальные затруднения. Однако, священнику и его семье нужны средства на обеспечение быта, и храм нужно не только ремонтировать, но и содержать: а это и выплата заработной платы работникам храма (и
всех сопутствующих этому налогов), и коммунальные расходы, и воскресная школа
для детей.
С
того времени между нами воцарилось временное отчуждение.
Александра
продолжала путешествовать по святым местам, правда, до определённого времени.
Последние пару лет, насколько я знаю,
она не паломничает. Причину я не выясняла, но между дел, при нашей мимолетной встрече, она как-то сказала: «Везде
одно и то же. Все святые места не объедешь. Я своё отъездила. Эти поездки стоят немало денег».
Я и теперь периодически пытаюсь пригласить её
поехать со мной в Лавришевский монастырь, но у неё всегда находятся очень
уважительные причины, чтобы отказать.
Ничего не могу сказать о её духовном
состоянии.
Я уверена, что столько лет горячей молитвы, поклонение
святым угодникам, покаяние, причащение, чтение духовной литературы - всё это несомненно зародило
в её душе не погасающий огонёк веры.
Однако, чувствуется, что временное охлаждение к
церковным богослужениям в храме своего города, - всё-таки посетило её душу.
Мне кажется, она переживает какую-то внутреннюю перестройку.
Конечно, обыденная служба в приходском храме не так величественна и торжественна, как в Дивеево, Почаево, в Киево-Печерской Лавре...
Просто меня настораживает её негативное мнение о многих вещах в Церкви, в том числе о паломничестве: мол, везде одно и то же...
Конечно, обыденная служба в приходском храме не так величественна и торжественна, как в Дивеево, Почаево, в Киево-Печерской Лавре...
Просто меня настораживает её негативное мнение о многих вещах в Церкви, в том числе о паломничестве: мол, везде одно и то же...
Я по себе тоже знаю, что душа нередко возвращается в состояние
неофита…
Иногда
даже страшусь: «Упаси, Господи, отпасть от церковных служб!», - недалеко скатиться и до неверия.
Я думаю, этапы такого охлаждения случаются со многими. Но, как правило, они бывают временны.
Я верю, что однажды Господь вразумит Александру: произойдёт какая-нибудь
отрезвляющая ситуация, после которой она вспомнит, что, оказывается, она всегда ходила под Богом. Даже тогда, когда ей казалось, что хождения в храм ничего не дают, когда не хотелось пересиливать себя, понуждать сходить на богослужение, Он всё равно не оставлял её.
Жаль, что мы очень скурпулёзно следим за жизнью священнослужителей.
Жаль, что мы очень скурпулёзно следим за жизнью священнослужителей.
Все
мы - люди.
В храмы, в семинарии, в монастыри, не попадают особенные
люди, с врождённым геном святости. Они точно также, как и все мы,
пытаются работать над собой, падают и встают, смиряются, и надеются на
милосердие Божие.
Мне кажется, нужно больше беспокоиться о
тех, кто вообще не познал и не почувствовал благодати Божией.
Многие из нас, к сожалению, даже крещённые, живём так, как - будто человек - это только тело, которое нужно кормить, одевать, ухаживать, забывая о том, что есть ещё бессмертная душа.
О ней мы часто просто не помним. До тех пор, пока в жизни не случится какая-нибудь катастрофа...
Или наоборот: однажды задумавшись над смыслом жизни, нам покажется, что она стала монотонной, не интересной, скучной...
Приходит момент - и ты понимаешь, что
всё у тебя есть, а внутри зияющая пустота, ощущение бессмысленности жизни,
острая нехватка чего-то…
Последнее время люди
начали массово отправляться в Иерусалим, чтоб посетить Храм Гроба Господня,
побывать на Святой Земле. Благо, теперь, имея определённую сумму денег, попасть
на Святую Землю, не так сложно, как в былые времена.
Хорошо, если отправляешься
в такой длительный и тяжёлый
путь не только ради молитвы и прощения за совершённые грехи, но чтобы найти
смысл жизни, познать своё предназначение, обрести благодать, и в будущем
остаться преданным своим религиозным убеждениям.
Иногда наши желания абсолютно земные: исцелиться от болезни, избавиться от душевных
страданий.
А если не получил просимое, - легко впасть в депрессию.
А если не получил просимое, - легко впасть в депрессию.
Мне очень хочется, чтобы посещая далёкие монастыри, которые на слуху, мы не забывали и о своих белорусских
святынях.
Конечно, можно, не выезжая за пределы
своего благочиния, вымолить у Бога всё, что полезно для души. Но, всё же: монастыри - это особые места присутствия Божьего.
Пожалуйста, выскажите своё мнение, свой взгляд, в комментариях.
Молится монах |
Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, проставьте отметку затронул ли Вас рассказ, подпишитесь на мой блог и т.д.
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни, о паломничестве в Лавришевский монастырь.
Рассказ "Из рода в род - разводы. Рок?"
Если вам интересно видеть больше материалов и следить за развитием моего проекта, подписывайтесь.
(на мобильных телефонах подписываться, перейдя на веб-страницу),
(для перехода в веб-страницу - нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть по окошку "открыть веб-версию")
Комментариев нет:
Отправить комментарий