! Сегодня

Спор без победителя...

Причастие
Причастие

    Между мною и Даниилом разгорелся настоящий спор по вопросам введения в православных храмах новых санитарных правил для профилактики заражения коронавирусом.
Спорили мы, конечно, не «в открытую», а вроде как: вели дискуссию, то есть обменивались мнениями.
Почему мы завели такой разговор?
Мы планировали вместе поехать в монастырь.
Между нами зашёл разговор о подготовке к Причастию в современных условиях.
Хочу признать, что я не умею правильно общаться с человеком, имеющим противоположную точку зрения, то есть: не переходя на отстаивающий свою правоту тон.
Если бы я умела правильно построить диалог, то могло произойти разрешение проблемы, а у нас всё равно получилось, что каждая из противоборствующих сторон осталась при своём мнении.
Казалось бы, нас, православных верующих, пусть даже очень разных возрастных категорий, должна роднить общность взглядов, сходный образ мысли, общее представление о современной картине мира... Ведь мы, скорее всего, читали одинаковую литературу, мы слушали проповеди одного и того же священника и т.д.

       Я далеко немолодая женщина, уже давно должна понять, что за две тысячи лет ни один человек не пришел к Богу
потому, что ему что-то доказали.

У каждого свой путь и своя глубина веры.
Даниил - молодой глубоко верующий православный мужчина. У него, если можно так сказать, вся семья набожная. Круг его общения – тоже молодые семейные пары, регулярно посещающие храм.
В ходе нашей полемики Даниил согласился с тем, что не все имеют глубокую веру, что сомневающимся допустимо стоять в храме в защитной маске, что "запивку" после Причастия можно давать в одноразовой посуде, также можно воздерживаться от целования чаши и рук. Но, в то же время, он твёрдо уверен, что в храме от икон, креста и Причастия заразиться нельзя, так как  вирус не может передаваться через Причастие, и поэтому по-настоящему верующим православным христианам переживать не стоит.

- Я, так же, как и все христиане, верю, что в Чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Но, даже если нас причащают не из Чаши, то ведь сама суть не меняется! - пыталась доказать я.

Я по опыту знаю, что лежачих дома больных людей, а также людей, которые находятся в местах лишения свободы, причащают не из Чаши, и нас это не смущает.
Я пыталась донести Даниилу такую мысль:
- В церковь идут молиться разные люди. Многие верующие недавно перенесли химическое облучение, у кого-то была операция, у кого-то после перенесённых заболеваний сейчас ослабленный иммунитет. Кроме этого православные верующие недавно вышли из Великого Поста. Ведь не все люди имеют материальную возможность употреблять постные продукты, богатые витаминами, минералами… Я считаю, что надо заботиться не только о своём здоровье, но и думать о безопасности окружающих, тех, кто пришёл в храм с ослабленным здоровьем. 

- Мы верим в волю Бога, молимся. Молитва – лучшая защита от болезни, - настаивал на своём Даниил. – Я же не говорю, что эпидемия коронавируса должна оставаться без внимания. Но, я считаю, что вокруг этого создаётся искусственная паника. Наш священник во время проповеди старается не воздействовать на психику людей, чтобы не подталкивать их к паническому состоянию. Единственное, что он говорит «Если вы чувствуете недомогание, останьтесь дома».
- А я больше склонна прислушаться к мнению намесника Свято-Елисеевского Лавришевского  монастыря игумена Евсевия, который в своих проповедях говорит нам о том, что болезнь послана человечеству для исправления. Люди стали много грешить. Если бы человечество в одночасье покаялось во всех своих грехах, то все эпидемии бы остановились, ничего бы не происходило. Батюшка доводит до людей основополагающую мысль, к которой я особо прислушалась и приняла к сердцу. Он говорит: «За всю историю Церкви от Чаши никто не заразился. Но есть человеческая природа и есть Божественная. И вот в Божественную природу я верю, в Святых Таинствах не сомневаюсь. А вот в человеческой природе я сомневаюсь - она греховна. И мы действительно можем быть переносчиками всякого рода болезней. Поэтому защищать себя друг от друга важно и необходимо. Пожалуйста, постарайтесь соблюдать все меры предосторожности. Как в народе говорят “на Бога надейся, а сам не плошай“.
На что Даниил ответил:
- Я согласен с этой мыслью. Отец Евсевий верно говорит. Но лично я иду в церковь за исцелением. Я имею опыт получения Божьей помощи. Я вижу результат от действенной силы церковных таинств на своём ребёнке. И поэтому не хочу идти в церковь со страхом заразиться, тем более заразить там ребёнка. Ведь я уверен, что если, заходя в храм, буду испытывать страх, то я получу там то, чего боюсь.
- А мне кажется, что наша гордость тоже может стать причиной заражения.
Хорошо надеяться на Бога, но не нужно быть уверенным, что мы достойны снисхождения от Бога только за то, что постоянно ходим в храм и приступаем к церковным таинствам. Не стоит искушать Господа Бога. Не нужно вынуждать Его на чудеса. "Мне Бог поможет" – это гордо звучит, да! Но, наверное, правильнее считать себя недостойным чуда. Разве мы можем быть уверены, что всегда достойно причащались? Если достойно - то, да: причащаясь, - не только не заболеем, но и исцелимся!
Даниил не унимался:
- Хорошо. Я могу согласиться с тем, что в храме нужно соблюдать все меры предосторожности, но не могу смириться с тем, что Причастие может преподаваться не из Чаши. Для меня это неприемлемо.
- Даниил! Не наше это дело! Нас не лишают Причастия! Священник молится о том, чтобы хлеб и вино стали телом и кровью Христовым, это скрыто от нас, всё происходят в алтаре за иконостасом, нам не нужно об этом размышлять.
В Церкви не должно быть раскола. Необходимо быть в послушании священноначалию. Мы должны быть законопослушными и благорассудительными христианами.
После нашего спора я долго думала о том, что мы стыдимся стоять в храме в масках, потому что со стороны окружающие смотрят осуждающе: мол, где же твоя вера…

Я думаю, нам должно быть больше стыдно за другие поступки в жизни: за то,  что много осуждаем, причиняем боль близким, не всегда молимся утром и перед сном, не соблюдаем посты.

Святые говорили, что если ты не причащаешься больше трёх месяцев, то ты начинаешь отпадать от Бога. Формально-то мы  приступаем к Причастию, но достойно ли мы готовимся, богоугодно ли мы живём?

Лично я редко молюсь так, как нужно молиться. Последний раз, когда я это делала, у меня было очень тяжелое душевное состояние, почва уходила из-под ног.

А в обычной жизни, готовясь к Причастию, я бегло «вычитываю» правило…

Могу ли я быть уверена, что Господь помилует меня, формально посещающую храм, а не тех, которые, не зная дороги в храм, ежедневно творят добрые дела?

Похожий рассказ по ссылке ссылке   (кликните по сиреневому окошку)


Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, проставьте отметку затронул ли Вас рассказ, подпишитесь на мой блог и т.д.
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога