! Сегодня

Исповедь скорбящей матери


      

   - В мою душу пришла боль. Почти невыносимая. «Я никогда не смогу простить тех людей, которые так поиздевались над моим сыном, а значит и надо мной! Так больно! Господи! За что ты попустил мне ТАКОЕ!?» – эти мысли мучили меня три месяца назад.

О том, что похожая скорбь пришла во многие семьи, я узнала позднее.
Так начала свой рассказ Алла Степановна.                           

Далее она продолжила свой монолог-исповедь:

- Моя сестра посоветовала мне сходить в церковь, попросить батюшку, чтобы он помолился о моём сыне. Конечно же, пребывая в состоянии безысходности, я это сделала.

- Батюшка, мне очень нужна помощь! Моего сына арестовали! Я одна со своей бедой. Я сейчас единственная опора для сына, но я не знаю, как ему помочь. Мне так плохо и больно! Из-за беспомощности я чувствую себя предателем по отношению к нему. Я не знаю, что отвечать людям. Все время приходится врать, отвечая на вопросы о том, что с ним произошло. По сути, я и сама-то не знаю никаких подробностей. 
У меня никогда не было с сыном проблем: не было ни одного привода в милицию, никогда не было, чтобы он полночи мотался где-то, он хорошо учился, увлекался спортом. У меня душа рвалась от осознания, что его могут посадить.
И знаете, что батюшка ответил?

Он посоветовал: «Вы сейчас столкнулись с проблемой, это, конечно, безрадостно, но ваша беда в том, что  вы находитесь в состоянии безысходности. А это совершенно не христианское состояние. Вы убеждены в том, что выхода из этого положения нет! Но разве в этом мире, где всем управляет Господь, такое возможно? Разве вообще существуют безвыходные ситуации? Конечно же, - нет. Выход есть всегда, из любой ситуации. Но чтобы его найти, необходимо взглянуть на свою жизнь со стороны, нужно переосмыслить жизнь, нужно увидеть то, чего вы не видели ранее, задуматься над своими грехами. Человеку, который пребывает в столь тяжелом душевном состоянии, очень трудно поверить, что существует еще хоть одна душа в этом мире, так же страдающая, как и он. Я вас уверяю: здесь половина храма  переживают или пережили ранее похожие состояния. Отчаяние и безысходность, страх и боль, упадок духа и потеря веры в лучшее и в самого себя – это те испытания, через которые должен пройти каждый верующий человек. Поверьте, в любой ситуации, какой бы сложной она ни была, всегда есть выход.
На власть не ропщите: "Всякая власть от Бога. Ей нужно подчиняться. Она сохраняет мир в стране.»
Он ничего нового мне не сказал, я сама всё это знала. Я искала другой помощи! Мне просто хотелось получить хотя бы какое-то, хотя бы временное, облегчение. 
Права я или не права в этой жизни, - я не выясняла. Я сама знала, что грешна,  и, конечно, осознавала, что моя боль не самая невыносимая (бывает и хуже); но я искала выход, хотела уцепиться за спасительную ниточку, получить какую-то надежду. Мне хотелось сочувствия, понимания, соучастия, что ли...
Из храма я вышла в совершенно непонятном состоянии, с мыслями, бегающими по кругу, не понимая, что со мной происходит.
Я шла по улице, никого вокруг себя не замечая...

Безысходность

Придя домой, я «рухнула» на диван, осознавая свою полную беспомощность, и понимая, что оказалась в тупике.

Я одна. Совершенно одна. С мужем в разводе.
По своей глупости и гордости после развода я разорвала с ним всякие отношения, немало ему насолив.
Жизнь разведенной женщины неполноценна. Пока я состояла в браке, мне казалось, что я достойна лучшего мужа, а когда я осталась одна, - самооценка значительно снизилась.
Будущего нет, настоящее - это руины, впереди - пропасть.
Рука невольно потянулась к телефону. Я вошла в интернет, набрала в поисковике фразу «душа болит невыносимо». Прочитала несколько советов психолога, но мне это не помогло. Это - теория. Я сама всё понимаю. У меня высшее гуманитарное образование.
Я уже была намерена отключить телефон, как внимание задержалось на названии «О чём болит душа?», я вошла, посмотрела видео, это были советы духовника Свято - Елисаветинского монастыря. Посмотрев его, я отметила для себя, что в моём подсознании промелькнула какая - то ниточка надежды: монахи… это же Божьи люди…
Я тогда не знала, что в том видео беседу вёл мирской священник. Мне казалось, что если монастырь - то там обязательно все монахи.
Я «вышла» из интернета и стала размышлять о том, что мне делать дальше.
Сын в больнице. Его туда отвезли из СИЗО. Он очень сильно избит.
В чём он виноват? Сотрудники милиции сказали, что он участвовал в митинге, что выкрикивал антиправительственные лозунги, оскорбляющие президента. Я понимала, что у моего единственного сына, который является смыслом моей жизни,  начались большие проблемы. Кроме меня, ему помочь некому. Нужных для этого случая связей у меня нет. Больше всего меня мучил вопрос: «К чему всё это приведёт и что мне делать дальше, чтобы хоть как-то ему помочь?»                                                                                    Причём, как ни странно, но в этот момент меня больше тревожило не состояние его здоровья (пока он в больнице, он в безопасности, ему помогают врачи), а то, что ожидает его  от органов правосудия.
Не знаю почему, но меня постоянно посещала назойливая  мысль, что нужно обращаться за помощью к Богу.  Хотя до этого я была совершенно невоцерковлённой.
Воцерковлёнными были моя покойная мама и родная сестра. А я Бога не отрицала, но в церковь заходила лишь изредка: не чаще одного раза в год, подать записочку, поставить свечу.
Внезапно мне пришла мысль, что завтра мне нужно идти не на работу, а срочно ехать в этот монастырь, нужно поговорить с этим монахом.
С намерением узнать адрес монастыря, я опять «вошла» в интернет, набрала фразу «монастырь Беларусь». Не обращая внимания, что поисковик выбрал совершенно другой монастырь: Свято - Елисеевский мужской монастырь (название-то похожее), я записала себе адрес: деревня Гнесичи Новогрудского района.
Назавтра с работы отпроситься не получилось, но через день я со своей сестрой оказались в Свято-Елисеевском Лавришевском мужском монастыре.

Тропа в монастырь

Не знаю, чудо это или не чудо, но в монастыре в этот день, двенадцатого августа, был праздник: ежегодный Крестный Ход.

По окончании службы была трапеза, а после неё многие люди «хлынули» с вопросами и с просьбами к намеснику монастыря - игумену Евсевию.
Мы с сестрой тоже подошли.
Оказывается, с такой бедой, как и моя, в этот день в монастырь приехали многие.
«Задержали моего племянника с девушкой, не знаем, где они сейчас находятся».
«Пропал мой сын, не выходит на связь. Вчера узнала, что многих арестовывали на площади. Возможно, и он там был. Я ничего о нём, батюшка, не знаю. Помолитесь. Димитрий зовут».
«Избили моего сына, в реанимацию попал. Александр зовут. Помолитесь, батюшка!»
Глядя проникновенно каждому в глаза, батюшка отвечал: «Господи, помилуй!»

Он, естественно, не знал, что происходило в те дни в стране. Он так и сказал: «Я живу в лесу. Я не пользуюсь интернетом, я не читаю новости. Кроме того, что я, как гражданин, принимаю участие в выборах, я не интересуюсь политикой. У меня даже времени на это нету… Я обязательно помолюсь. Напишите записочки. Пройдите в свечной ящик, там вам помогут написать».

Знаете, даже по прошествии почти четырёх месяцев, я не могу забыть глаза этого батюшки: полные сочувствия, участия и любви.
Мне показалось, что он сам имеет живой опыт переживания какой-то скорби. Либо потому, что он сам страдал от несправедливостей этого мира, либо потому, что тяжело болел и знает цену здоровью и человеческой жизни, либо потому что «пропустил через свою душу» очень много скорбей отчаявшихся людей…
Ведь принимать чужую боль и понимать её - это не так просто.  Это не зависит от того, что есть глаза, есть ум и есть душа. Надо уметь видеть глубину чужого горя…  
Глядя со стороны на оказавшегося в трудной ситуации человека, любой священник умеет дать ему массу правильных советов.
Но, с таким сопереживанием посмотреть ему в глаза, как умеет отец Евсевий, - может редкий пастырь.
Для того, чтобы так, душевно, с глубоким уважением, с благоговением,  чутко, смиренно, трепетно подойти к горю незнакомого человека, - нужно громадное внутреннее целомудрие.
В ту мою первую встречу с ним, батюшка говорил мало, наверное, был уставшим, ведь до этого он занимался организацией праздника.
Батюшка не давал паломникам никаких мудрых наставлений. Он просто, молча (с одной фразой «Господи, помилуй!»), глядя  в глаза, жалел всех, кто обращался к нему за помощью.
Недавно я прочитала фразу, которая вернула меня к воспоминаниям о первой встрече с  отцом Евсевием. А фраза такая: «Способность священника встречать скорбящего человека на внутренней духовной глубине очень важна, потому что скорбь - это момент изумительной встречи человека с Богом».

Прошли уже месяцы. Месяцы боли, скорби, беспомощности, безысходности.
Моего сына за это время арестовывали уже два раза, оба раза давали по пятнадцать суток. Когда его арестовали первый раз, я почти неделю не ела, не пила, практически не спала. Ходила ночами по квартире и молилась. Это был мой первый опыт настоящей молитвы. А ещё – я постоянно злилась. Раньше у меня никогда не было столько зла внутри. Как такое может быть? Кто посмел издеваться над моим сыном?! За что?!
Со мной рядом осталась только сестра, многие друзья отвернулись. Даже соседи косо смотрят, хотя не знают нюансов дела. Я теперь открыла для себя, что не надо много общаться с внешним миром - ведь им, людям, нет до тебя дела.
В моей душе поселился страх. Страшно, когда вижу представителей силовых структур, смотрю на милиционера, и почему-то в голове крутится мысль: «Это за мной», очень некомфортно себя чувствую, когда на телефон звонят с незнакомого номера. Почему? Я же ничего незаконного не совершала. Но, и мой сын ничего не совершал. (Как оказалось по-факту!) Никаких лозунгов он нигде и никогда не выкрикивал. Он просто, из-за любопытства, оказался в массе молодых людей в выходной день в не том месте...
Ему двадцать два года. Ему, по его юношескому максимализму, не ведом  животный страх перед властьимущими..., который имеем мы, люди старшего поколения... Он рос в то время, когда детям в школе прививали мысли, что они личности, что у них есть права. Вот и не желают они жить в несправедливости. Они считают, что имеют право отстаивать свои права.
Я теперь, когда собираюсь выходить из дома, каждый раз думаю: надо что-то теплое надеть, нужно в сумочку положить салфетки, мыло, запасное бельё, носки, ручку, бумагу. В страшном сне ранее я не могла представить, что у меня будут такие мысли. Но, теперь для меня  – это реальность.
Знаете, что согревает мою душу всё это время? Осознание того, что в далекой заброшенной деревеньке есть монастырь, а в монастыре есть батюшка с бездонными серо-зелёно-голубыми и очень добрыми глазами.

Любящий пастырь

Из-за того, что я работаю, я не могу ездить туда часто. Три раза всего была. Я к нему больше  не подходила. Я стояла на службе и тихо наблюдала, с какой любовью он принимает исповедь. Я внимательно слушала его проповеди, внимая каждому слову, примеряя сказанное им к своей жизни.
Один раз присутствовала на беседе, которую отец Евсевий проводил в воскресенье после службы. Это были ответы на вопросы. Эта беседа была намного теплее, живее, участливее, чем та, которую я нашла в интернете после первого ареста моего сына.
Задать ему вопрос я не осмелилась. Постеснялась. Я, конечно, многого не знаю. Вопросов по вере у меня много. Однако, за эти месяцы я уже многое прочитала в интернете. Там можно получить ответ на любой вопрос. Опять же, интернет – это теория, это из той же серии, что и моё первое обращение к мирскому священнику нашего храма, который ответил мне «прописной» истиной.
В свой храм за это время я ни разу так и не зашла, хотя сестра несколько раз настаивала. Я понимаю, что в церковь идут не к священнику, а к Богу. 
Но, какая-то неведомая сила (возможно мои нераскаянные грехи) пока отталкивает меня от нашего храма. Конечно же, не батюшка виноват, я сама виновата, что не иду.
Я иногда провожу анализ ценностей, делаю аналогию…
К примеру, у меня давно умерли и мама, и папа. Но, связь-то с ними не прервалась. Их не заменит никто. Воспоминания о родительском доме, о детстве греют душу…
Воспоминания об отце Евсевии – что-то сродни этому…
Да, дорогие: умение врачевать душу - это не наука, не дар - это намного больше.  Пастырское попечение - это не простое чтение проповедей, не совершение церковных треб, не наставление в жизни, это - умение поделиться со страждующим частичкой своей души.
Ещё одна аналогия:
         Недавно в интернете я прочитала рассуждение, что, мол, нужно понять и простить силовиков, а также судей: ведь они служат государству, которое платит им зарплату, они «зомбированы» пропагандистской идеологией, они выполняют приказы вышестоящего начальства, а протестующий народ, действительно, считают своими врагами.
Нет, дорогие!  Понять можно, - простить нельзя. Ведь те же правоохранительные органы, служа государству, -  гражданам ошибок не прощали. Допустим, молодой человек попал в компанию молодых людей, которые впервые угостили его спиртным или «подсунули» ему наркотики и под этим «дурманом» он совершил преступление. Они его прощали?

Или, если подросток, с еще не устоявшейся психикой, напитался в интернете негативной информацией и совершил преступление. Его они прощали?!

Не суди - да не судим будешь

Другое дело, если эти правоохранители "приползут" в храм... Конечно же, священники должны их выслушать, посочувствовать, помолиться за них. 
Это уже будет их время скорби, покаяния и расплаты...
Меня можно упрекнуть в том, что я имею не христианское состояние души: мол, нужно уметь прощать.
Ну, извините, чтобы прощать всё, - нужно быть святым. 
Бывает состояние непрощения, когда человек сгорает от жажды мести, а бывает состояние: ладно, мстить не буду, но всё равно буду ждать, пока Господь покарает... Это же не значит, что человек полностью простил.  Вот у меня второй вариант непрощения.
Даже Сам Господь  какие-то грехи прощает  бесследно, а за какие-то попускает  скорби - во искупление грехов.
Я, как и многие матери, с упоением буду ждать времени покарания или, хотя бы покаяния, тех, кто умышленно причинил боль стольким людям. 

    Вот такие реалии жизни Вот такой монолог женщины-матери...
    Как ее судить? Она – мать, убитая собственным горем...

душа болит
Моя первая горячая молитва

В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 


Самый читаемый рассказ в блоге:

 Оставьте, пожалуйста, комментарий. 

          Если Вы читаете рассказы с использованием смартфона, то внизу страницы Вам необходимо  кликнуть по иконке  "Открыть веб-версию" и  Вы  сможете перейти в Оглавление блога - где увидите все рассказы.   
На страницах моего блога Вы найдёте много рассказов из реальной жизни, которые затронут глубины вашей души. Похожий  (кликните по слову рассказ справа)   рассказ      
  или этот     


   - пройдите далее -внизу по стрелочкам.


2 комментария:

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога