! Сегодня

Душа болит невыносимо? Жизнь устроена намного сложнее, чем иногда кажется.

      Оглавление блога    - (кликнуть слева)
душа болит
Душа болит
      
1.Вступление.
Я - пенсионерка. До тех пор, пока я не оказалась в этом статусе, «переход» в новое состояние казался тревожным, я считала, что жизнь вне трудового коллектива очень ограниченна, и что быть «на пенсии» - это значит: быть одиноким и не востребованным.

Жизнь на пенсии
К счастью, у меня этот «переход» прошёл безболезненно.
Так уж устроен мир: в природе день сменяется ночью, лето - осенью, а в жизни: молодость сменяется зрелостью.
Меняется всё.
Мне  кажется, что даже в самой психике человека заложена потребность в чередовании настроений. Мы переживаем разные периоды: спокойствия, радости, удовлетворенности, тревоги, скорби…. И, если задержаться в одном состоянии надолго, то спокойствие превращается в скуку, радость – в пресыщение, а удовлетворенность достигнутыми успехами потихоньку переходит в бессмысленность существования.

2. Время перемен.
К чему я «веду»?
Меня очень тревожат события, происходящие в последнее время в нашей стране. Мне кажется, что самое распространённое чувство сейчас у белорусов - это страх перед будущим. Оставаться равнодушным в этой ситуации может только человек  с мёртвой душой.

Ожидание перемен

Этот период, по-моему, промыслительно «попущен» Господом для перехода страны в какое-то новое состояние.
Я не буду рассуждать о политике.
Политика - это лишь часть общественных процессов, идущих сегодня в обществе.
Я попытаюсь проникнуть немного глубже.
Наше общество теперь разделилось на три категории: одна часть  настроена революционно на борьбу с существующим режимом, вторая – старается сохранить всё, как было, а третья – затаилась в ожидании, кто победит (под кого «подстроиться» в будущем).
Те, кто боятся перемен, оправдывают своё мнение тем, что жилось-то фактически неплохо: каждый имел все шансы стать счастливым. Все знали, что еда, кров и безопасность гарантированы государством. Зарплата - может, не всегда вовремя, но была. Цены в магазинах росли, но, ведь, не голодали: почти у каждого был какой-то доход с огородика. Казалось, стабильность бытия располагала к покою и умиротворению.
Но, увы. Так устроен мир: когда одному жилось неплохо, - другой находился в состоянии безысходности.

До многих не доходит, что в то время, когда у одних имеется по несколько  шикарных особняков, другие - не могут позволить себе намазать масло на хлеб. 
Тот факт, что  «вылизаны» малые города, что жили тихо и спокойно, и что это есть показатель хорошей жизни, - для некоторых категорий людей не срабатывает, так как они жили в постоянном напряжении.
В то время, как одни переживали периоды благоденствия, другие, при этом же «режиме» власти, -  переживали  периоды глубокой скорби: у кого-то болели и умирали родные и близкие, которых они, из-за отсутствия «нужных связей» или из-за низкого материального положения, не могли спасти, у кого-то близкие (не настолько уж и опасные для общества) оказывались в местах не столь отдалённых, потому что не имели всё тех же «необходимых связей», кто-то оставался без работы и переходил в категорию «тунеядцы», кому-то пришлось устроиться на работу в других странах… Кто-то «столкнулся» с несправедливой системой правосудия и понял, что он бессилен: законы для простого - смертного не работают…
Жестоко думать о людях, у которых в жизни действительно было много жизненных трудностей, что все эти трудности они создавали себе сами или наоборот – что они бездействовали.
Извините, но довод: «Хочешь жить - умей вертеться» работает не всегда.
Этот многомерный мир далеко не черно-белый: вот, мол, с одной стороны - добро, правда, друзья, а с другой стороны - зло, ложь и враги.
Кроме этих двух цветов существует много других красок и оттенков.
Мир устроен намного сложнее, чем иногда кажется.
Это нормально, что сейчас каждый человек неизбежно задает себе одни и те же вопросы: в чём смысл жизни, что ему делать дальше, если вдруг в стране всё изменится, не потеряет ли он душевный и материальный комфорт при изменении жизненных обстоятельств…
Одни боятся потерять работу, другие - положение в обществе, третьи - оказаться в одиночестве…
Но! Иногда это неизбежно.
По сути: ни власть, ни деньги, ни положение в обществе не делает человека счастливым. Личность, а вернее душа этой личности, зреет в скорби, в холодной пустоте, в которой становится ясно: что-то пошло не так. В этой пустоте мы начинаем молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, перемены в жизни становятся очевидными.
Не нужно ждать от текущего состояния бесконечности - оно пройдёт.
"Распалась связь времен", - говорил Гамлет в минуту отчаяния. Мне кажется, это выражение, как никогда, применимо к периоду, переживаемому нашей страной.
Как это ни парадоксально звучит, но я считаю, что иногда, благодаря проблемам и неприятностям, жизнь человека меняется кардинально, и чаще не в худшую сторону.
Часто люди боятся проблем и затрачивают массу сил и энергии на то, чтобы избежать их, а в итоге -  закрывают себе путь к изменениям к лучшему.
3.Время скорби.
В моей жизни был очень тяжёлый период, когда мой сын сидел в тюрьме. Я не понаслышке знаю, что такое тюрьма в нашей стране.
Несколько лет моей жизни прошли в полном вакууме и отстранённости от всего житейского. Я, конечно, жила: ходила на работу (параллельно «как на работу», ходила на суды, так как сын был несовершеннолетним, а сам процесс от расследования до приговора длился полгода), я вроде жила в обществе, а вроде и не жила, а существовала.


Отстранённость от мира
Меня и моего сына осуждали близкие.
Я почти ни с кем не общалась, ходила по городу, никогда не поднимая глаз, мне не хотелось ни с кем встречаться.
Как вы знаете, у человека есть потребности во сне, в еде. Это то, без чего не может существовать организм человека. Но в тот период моей жизни, в  состоянии глубокой скорби, эти функции как - будто отключились.
В нормальной жизни существуют совершенно естественные эмоциональные потребности, без которых мы не можем существовать полноценно. Одна из потребностей, которая не может реализовываться в период скорби, это потребность в новых впечатлениях.
Моя душа была закрыта для всех радостей жизни.
Болело сердце – не орган, а то место, за которое люди хватаются, когда происходит что-то неожиданное, в том месте, где солнечное сплетение, казалось образовалась дыра, и она постоянно о себе напоминала,  - такая мучительная, не прекращающаяся боль. Организм постепенно истощил все ресурсы, боль становилась по-настоящему невыносимой, от неё невозможно было отключиться или отвлечься.
Я плакала, засыпала на пару часов, просыпалась - молилась, снова плакала, засыпала - и так, кажется, год или больше.
Потом стала «сживаться» с горем.
Помню, мне давали советы: «Крепись!» А это как? Или: «Ничего, жизнь продолжается». Это у вас она продолжается, а у меня - нет. Для меня время остановилось.
Или: «Займись чем-нибудь, чтобы отвлечься». Ребята, вы о чём? Я что, до этого ничем не занималась в жизни? Я что, сидела и ждала манны небесной? Я жила, как все. А теперь, если бы я и хотела, то  ни на что другое я просто не в состоянии отвлечься. Скорбь заполнила меня всю.
Чужие советы не помогали: ни заняться, ни крепиться не получалось.
Потому что твой ребёнок в беде. А ребёнок для матери - это всегда больше, чем она сама.
Единственное, чем я жила, так это то, что я по тысячу раз в день прокручивала в сознании мысль: «Даст Бог (а я молилась очень много), мои обжалования будут удовлетворены и завтра я нечаянно взглянув в окно, увижу, как к калитке дома подходит мой сын….». Этой мечтой я прожила долгих пять лет.
В нашем деле было очень много «мутного».
К примеру, происшествие случилось на молодёжной дискотеке. Но, по нашему делу не было ни одного свидетеля, кроме двух сотрудников милиции.
И много чего ещё… Первое свидание после ареста (а арестовали и допросили его в тот же день без присутствия родителей), мы получили только через месяц.

Я  боролась, обивала пороги разных инстанций, со своими жалобами дошла до Верховного Суда, даже писала жалобы президенту, наивно полагая, что он их читает. 
Так что: то, что теперь люди узнают о правосудии, - увы, не ново.
Тот период, когда мне казалось, что моя жизнь закончена, - у кого-то, рядом живущего, тот промежуток времени - был лучшим периодом в его жизни. Мои соседи включали на всю мощь музыку в своих домах, веселились, радовались, шутили… У них «жизнь била ключом».
От этого переживать свою скорбь было ещё больнее.

4. Бывает хуже.
Но, я всё равно понимала, что моя скорбь была не самой глубокой. Бывает и хуже. Примерно в тот же период у моей знакомой ушёл из жизни сын.
Помню её слова: «Батюшка, пытаясь меня успокоить, сказал: «Бог дал - Бог взял». Я с этим не спорю. Так и есть. Но для меня этот принцип не срабатывает. Я понимаю: дал-взял. А мне что делать? А мне как жить?»
У другой знакомой - оба сына инвалида с детства.
Что творилось у неё в душе, когда она узнавала диагнозы, когда жизнь разделилась на "до" и "после"?
Пришли отчаяние, боль и растерянность.
Ежедневная усталость, бесконечный стресс. 
Однажды она сказала: «Самым сложным для меня было - сжиться с мыслью, что это навсегда».
 
5. Подобная боль «постучалась» во многие дома
Душевная боль - это такое чувство, от которого хотелось бы убежать, и мы для этого делаем много, однако, увы, иногда не удаётся избежать.
Теперь подобная боль «постучалась» во многие дома. Но, всё равно не стоит обольщаться, что ваши соседи сочувствуют вам, сопереживают…
Несколько месяцев назад под арест попали дети моих знакомых, и  я приняла это очень близко к сердцу.
Я знаю, как болит душа у матери, у которой арестован сын (или дочь).
И в то же время, (да простит меня Господь!) в отношении тех людей, которые, я точно знаю, ранее негативно высказывались о зеках, первая мысль, которая посетила мою голову: «Воистину: от сумы и от тюрьмы не зарекайся».


По ту сторону...
              Иногда мы не можем изменить того, что с нами происходит, но мы можем изменить наше отношение к тому, что случилось, мы можем переосмыслить свою прежнюю жизнь: оказывается, на месте того, кого ты не так давно осуждал, - можешь легко оказаться сам.

6. Мы всегда себя оправдываем.

Мне иногда кажется, что Господь попустил эти события для того, чтобы напомнить обществу, что во все времена, были и есть люди, страдающие за решеткой, и этим людям нужны участие, сострадание, помощь, наша молитва, наконец.
До тех пор, пока похожая беда не постучится в конкретную семью, её члены весьма категоричны: раз попал в тюрьму - значит, было за что,  он - преступник, а значит, - дрянь, отброс, его плохо воспитывали; он -  кто угодно, но не человек.
Мы привыкли сопереживать больным, бедным, скорбящим, потерявшим близких… И очень негативно относимся к зекам, к пьющим, к бомжам… А ведь не знаем, что сломало их жизни…

Утешение в скорби

Мы всегда оправдываем себя и своих детей, но мы осуждаем других, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации.
Я недавно читала свидетельство человека, вышедшего из Окрестина, который восхищался политическими заключёнными и негативно отзывался о «зеках», мол, в камере, где собрались «политические», были очень интеллигентные и образованные люди, не то, что в других камерах…
Мне, в оправдание таковых, каким когда-то был мой сын, вспомнились слова Солженицына: «Зэк - это гражданин, который оступился, а севший по политической статье «враг народа» - это враг власти навсегда».
Дело в том, что наш мозг, чтобы мы не сошли с ума, в критические моменты нашей жизни, выстраивает линию защиты, самооправдания. Забывание, отрицание, вытеснение событий…
Поэтому: мы всегда себя оправдываем.
Силовики сейчас оправдывают себя, но придёт время - и они осознают, что «очень сильно перегнули палку». И многие из них могут оказаться на месте тех, кого сейчас так люто ненавидят.
Люди, которых пока в жизни всё устраивает, которых пока не коснулись глубокие скорби, всегда должны помнить, что ключевое слово в этом предложении: "пока".
Увы, это - жизнь.

Пришло время расплаты

7. Роль духовенства.
Многие священники в настоящее время высказываются о том, что для того, чтобы не попасть под репрессии, нужно жить очень осторожно: не выходить на несанкционированные акции, не «лезть» в политику, переосмыслить свою жизнь, молиться, поститься, каяться и так далее.
А мне кажется, что если ты живёшь в современном обществе, то жить вне политики невозможно. Просто каждый её воспринимает по-своему, «примеряя» конкретно к своей жизни. Телевидение, интернет,  соцсети настолько глубоко проникли в наши жизни, что они не могут не влиять на наше сознание, на восприятие жизненных ценностей.
Церковь консервативна, но она должна оставаться, прежде всего, духовным институтом: грех называть грехом. Тем, кто нарушает духовные законы, нужно напоминать, что возмездие неминуемо.
Смешно и грустно, что в XXI веке власти со своей стороны пугают народ, что враги пытаются разорвать страну на куски, а  православная церковь со своей стороны предостерегает о недопустимости вытеснения православия католицизмом.
Страхи, что придут чужаки и нас всех покорят, – вызывают улыбку.
Увы, народ более образован, чем думают некоторые!
Нам периодически говорят, что смена власти может вызвать конфликты на межрелигиозной почве. На самом деле, как мне кажется, эту мысль просто для устрашения вбивают в головы людей, которые никогда самостоятельно не сделали бы подобных выводов. И если такие разногласия действительно начнутся, то этот процесс будет на совести тех людей, которые целенаправленно занимались подобным внушением.
Роль Церкви не должна сводиться к обрядовой помощи при рождении ребёнка, заключении брака или на похоронах. Ей следовало бы более активно включиться в преодоление кризиса.
Главный кризис сейчас в нашем обществе – моральный.
Рано или поздно наступит момент, когда люди, до этого ещё не пришедшие к вере, устанут от светской власти, от её обещаний, от обесценивания жизни, (и одна, и другая сторона общества) - почувствуют необходимость припасть к отеческой груди, поплакаться кому-то о своих бедах, впервые переступят порог храма.
И здесь у Церкви были бы возможности для расширения своего влияния.
От того, как ведёт себя священноначалие сейчас и как оно будет это делать далее, зависит будущее не только народа, но и самой Церкви.
Мне показалось, когда сферы церковного и государственного перемешались, - стало как-то очень смутно на душе.
По-моему, священники, которые дистанционированы от власти, которые сейчас ближе к конкретному человеку, будут «набирать очки».

Схимник

Отмечу: очень многие люди искренне пришли в Церковь, пришли к Богу. Не с  телекамерами, не для афиширования своего визита. У них есть духовники, они исповедуются, причащаются, исполняют молитвенное правило, соблюдают посты. Словом, стараются вести полноценную жизнь православного христианина. Церковь не имеет права их оттолкнуть…
Мне очень хочется, чтоб люди, из-за происходящих в стране событий, не разочаровались в своих духовниках.
Сейчас очень благоприятное время для духовного врачевания: оно даёт возможность наполнить зияющую пустоту человеческой души.
Будет ли она наполнена Богом, или трескотнёй телевизора, алкоголем, или бегством от самого себя в лабиринты соцсетей – очень многое зависит от поведения духовенства.
Мы давно живём во лжи.
Для большинства людей, особенно пожилых, единственным источником информации, "утешителем" и «учителем» служит телевизор. Но телевизор - это очень фальшивая коммуникация, направленная только в одну сторону.
В общем, переживаем смутные времена, которые непременно войдут в историю «ярким пятном».


(Справка: кликнув  Оглавление блога    - (кликнуть слева по сиреневому окошку ), вы перейдёте на Оглавление блога)
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби,  о паломничестве в Лавришевский монастырь. 

Самый читаемый рассказ в блоге:

Рассказ  "Свободен тот, кто может выбирать"


 

Пройдите далее. Внизу  (или справа по ярлыкам) Вы можете перейти в другие рассказы блога. 
На страницах моего блога Вы найдёте много рассказов из реальной жизни, которые затронут глубины вашей души. 
К примеру, этот  рассказ .

3 комментария:

  1. Мудрое рассуждение. Рекомендую почитать другие темы в этом блоге.

    ОтветитьУдалить
  2. Как глубоко раскрыта тема! Прочитала второй раз, случайно зашла, и к удивлению, поняла, что читала год назад, и опять задумалась над своей жизнью.

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога