! Сегодня

Паломничество в Лавришевский монастырь

 

    В монастырь приехала группа людей из санатория «Свитязь»… Большинство из них приехали просто посмотреть, помолиться, подать записки, поставить свечи. По их внешнему виду было  понятно, что некоторые из них совершенно не воцерковлены, так как были одеты не традиционно для монастыря: кто-то  в шортах, кто-то мини-юбке, от некоторых женщин «несло» густым  ароматом дорогого парфюма.
     Рядом с храмом, на детской площадке, резвилась группа детей  в возрасте от года до пятнадцати лет. Некоторые малыши вели себя весьма бурно: толкались, щипались, гонялись друг за другом с палками.

Паломничество  в Лавришевский монастырь

Одна из приезжих женщин, наблюдая эти игры, возмутилась:

   -  Кто придумал в монастыре строить детскую площадку? Сюда люди едут помолиться, провести время в тишине, от шума-гама мы устали в миру… У меня просто голова разболелась от этого детского крика. Как будто я не в монастырь приехала, а в детский лагерь.
    Женщину поддержала «коллега» в шортах:
      - В монастыре все хотят встретить доброе, тёплое отношение к себе. Эти мамаши об этом точно не задумываются. По всему видно, что это многодетные семьи. Посмотри: пять женщин, а детей – не менее двадцати.
  - Несчастные женщины, - решила смягчить разговор пожилая женщина из группы. - Мы с мужем родили двоих детей. Этого достаточно. В молодые годы мы объездили весь свет. У нас была своя «Волга». Куда можно было доехать на машине, - ехали на машине. А так в основном на поездах, на самолетах… У нас есть что вспомнить. Мы видели очень много красивых мест, были и за границей. А что видели эти мамочки? Вряд ли они знают, как пахнут дорогие духи,  как выглядит итальянское белье.

    Слушая их разговор, я не удержалась вступиться за многодетных мамочек, ибо я лично знаю эти семьи. В перерывах между родами они часто, вместе со своими детками, приезжали в монастырь потрудиться: несли здесь разные послушания на огороде, на клумбах, на уборке территории.  
   - Дорогие женщинки! Как пахнут дорогие духи, эти мамочки, возможно, и не знают… Зато знают, как пахнет у грудного ребенка около шейки, как пахнет его вспотевшая головка! Ведь, согласитесь, ни с чем не сравнить этот запах! Разве может быть что-то прекраснее, чем тот миг, когда держишь мягкий, теплый, живой комочек у своей груди?
     Когда люди видят, что в семье трое или более детей, думают, что они не от мира сего, иногда даже крутят пальцем у виска. Но, разве материнство менее достойно уважения, чем престижная профессия или сделанная в жизни карьера? Разве оно менее почетно?
    Женщины неловко переглянулись и отошли от меня на расстояние, на котором  дальнейшего их разговора я не слышала.
  Я повернулась в это время в сторону детской площадки. В этот момент один мальчик отнял у другого палку и, как бы угрожая ему, замахнулся. Никто не стал его ругать за это. Мамы, стоящие рядом с маленькими грудничками в колясках, улыбаясь, продолжали разговор между собой:
    - У меня вчера не было времени думать о том, что мои старшие дети перед поездкой не попостились три дня, я просто на автомате вечером напомнила им о необходимости вычитать правило ко Святому Причастию… И только сегодня, когда мой Назар подошел к священнику на исповедь, у меня в голове возникла мысль: «Ой! Так он же не постился!», - сокрушалась Светлана, мама пятерых сыновей. 
    - А в этом монастыре, Света, не такие строгие требования к детям, в плане подготовки к Причастию, как в нашем Березовском храме. «Поблажки» здесь введены еще в те времена, когда настоятелем монастыря был игумен Евсевий. В наш прошлый приезд он объяснил мне, что не нужно принуждать детей к выполнению всех требований, которые предусмотрены Уставом Церкви. Он сказал, что дети должны идти в храм с удовольствием, а поездки в монастырь должны оставлять в их памяти только теплые воспоминания. Отец Евсевий, ныне Владыка Евсевий, в тот раз задарил наших детей подарками. Накануне нашего приезда какой-то бизнесмен пожертвовал на монастырь много кондитерских наборов, упакованных в мягкие игрушки. Как счастливы были наши дети! Мы возвращались из монастыря в таком восторге! А дома мои дети всем знакомым с радостью объявляли, что это - сюрпризы, привезенные из монастыря.
   - Я тоже не всегда отслеживаю, насколько добросовестно постятся мои дети перед Причастием. Я им напоминаю, но не проверяю…, - с улыбкой вступила в разговор красавица Ольга, мама четверых детей. - У меня не хватает времени проследить, кто что успел съесть. Ведь младшим я даже в постные дни ставлю на стол не постную еду. Утром, перед выходом на работу, ведь нужно накормить мужа, младших  собрать с ним в сад, старших - на учёбу, приготовить обед, а я еще  стараюсь утром хоть поверхностно навести порядки, чтобы приятно было вечером вернуться в дом. 
    - Ты готовишь обед утром? А я это делаю с вечера…

     - Кое-что готовлю вечером, но супы - обычно утром. Вечером пока накормлю всех ужином, пока сделаем уроки со школьниками, пока постираюсь, поутюжусь, приготовлю бутерброды на утро, - времени не остается… Немало ведь времени требуется еще и для того, чтобы подготовить всех ко сну. Вчера, правда, все улеглись очень быстро. Даже я легла раньше обычного. Не готовила на сегодня ничего. Решили с мужем на обратном пути заехать к его родителям. Я попросила свекровь сварить нам большую кастрюлю картошки и поставить на стол большую миску квашеной капусты, - рассмеялась Ольга.
   - А мне пришлось уже после полуночи готовить мясное пюре своему Серафиму. К сожалению, мы с ним не можем покушать в общественных местах. У нас проблема с глотанием пищи, - вступила в разговор мама троих детей, старший из которых – особенный ребенок…

         - Ты, Таня, так поздно ложилась?
         - Да. У маленького Елисея режутся зубки. Весь вечер проплакал…
         - Таня, мне иногда так жалко тебя!
      - Света, когда у меня возникают трудности с детьми или накатывает усталость, я всегда вспоминаю тебя и думаю: у тебя же их пять! И мне становится стыдно за жалость к собственной персоне.
     Светлана, веселая жизнерадостная мамочка, расхохоталась:
       - Я спасаюсь мечтами… Мне так приятно мечтать, что пройдут еще десять-пятнадцать лет (а они пролетят быстро), я и мой любимый муж соберем за большим праздничным столом все наше многочисленное семейство, включая внуков.  Радостный смех будет разливаться в каждом уголке нашего просторного дома; а мы будем беззаботно сидеть в центре стола… Нам уже не нужно будет вскакивать от того, что наш самый маленький внук неожиданно ударится об косяк двери и набьет себе шишку…  Вскакивать  уже будем не мы...

   Я слушала этих мамочек и думала: «В суматохе ежедневных насыщенных материнских будней, в единственный свой выходной  день в неделю, эти женщинки выкроили время, чтобы приехать в далекий монастырь.
    Понять, в чём счастье многодетной мамы, могут только сами эти мамы. Вместо одной своей жизни они проживают еще и жизни своих многочисленных детей. Быть многодетной мамой – значит быть солнцем в семье, которое просто обязано обогреть всех, кто нуждается в тебе…
    Будни многодетной матери сложнее любой работы, тут не бывает ни выходных, ни отпусков, ни фиксированных перерывов…
  Приближалось время монастырской трапезы…
 (Здесь хочу отметить, что в Лавришевском монастыре принято кормить всех паломников. Монастырь расположен в отдаленном от населенных пунктов месте. Общественных мест, где можно было бы перекусить, поблизости нет. В деревне имеется единственный небольшой магазин, в котором, в основном, продаются продукты длительного хранения: крупы, консервы, напитки и т.д.)
   Старшие групп, которые приезжают в монастырь организованно, заблаговременно сообщают о своем приезде, так как они, как правило, заказывают себе экскурсовода. Поэтому монастырские повара всегда заранее знают, на какое число паломников рассчитывать трапезу…
 Группа, приехавшая в этот день из санатория, естественно, предупредила монастырских работников о своем приезде.
  Когда я слушала разговор многодетных мамочек, у меня промелькнула мысль, что нужно заблаговременно сходить в трапезную и попросить у поваров, чтобы для этих семей накрыли отдельный стол на улице. Благо, погода стояла хорошая.
    (Как-никак, детки ведут себя очень шумно, многим  паломникам и насельникам не понравились бы шум, гам, да лишние движения в общей трапезной.)
    С учетом того, что я постоянно проживаю рядом с монастырем, много лет несу в нем разные послушания, для меня знакомы все работники монастыря.
 К моему величайшему сожалению, изумлению и даже разочарованию, на мою просьбу: «Накройте, пожалуйста, стол для многодетных семей на улице, так как у них много маленьких детей… будут мешать остальным», в этот раз я получила ответ в грубой форме:
 - Маша, тебе ли не знать, что в нашем монастыре принято заблаговременно уведомлять о своем приезде?! У нас нет столько еды!      
        - Так вы их вообще не накормите?
        - Нет!
         Я извинилась и вышла.
         Сдаваться я не собиралась.     
    Я по опыту знаю (ранее я неоднократно несла послушания в монастырской трапезной, причем, подменяла этих же поваров, давая им выходной день для отдыха), что по благословению намесника монастыря в течении 20 минут можно отварить макароны, к ним подать закатки, чай… - и люди будут накормлены.          Правда, свой опыт я получила при бывшем игумене Евсевии. Он был особенно гостеприимным, заботливым, внимательным к паломникам… Вплоть до того, что мог сам отказаться от трапезы и поделиться теми продуктами, которые ставились для его трапезы на стол, - я сама много раз видела как он бережно нес тарелку с продуктами, чтобы накормить приезжего.
    Своей безграничной любовью к приезжающим людям, примером своей жизни, желанием помочь каждому, соприкасающемуся с ним, отец Евсевий нес в этот мир добро и любовь.
  Это благодаря ему, Лавришевский монастырь приобрел такую известность.
      Так вот, продолжаю свой рассказ…
    Я подошла к исполняющему обязанности намесника, изложила ему проблему. Я уточнила также тот факт, что это не просто паломники, это -  многодетные семьи, которые ранее много раз приезжали в монастырь на послушания, среди них есть строители, которые на бесплатной основе укладывали в строящемся монастырском храме плитку…
  (К сожалению, исполняющий обязанности намесника, приехал в монастырь не так давно… Отец Аристарх очень добрый, отзывчивый,  ревностно старается сохранять сложившиеся в монастыре традиции и очень осторожничает в общении с монастырскими работниками, проработавшими в нем много лет…)
        Идя к намеснику, я надеялась, что он положительно откликнется на мою просьбу… Я тоже немало лет трудилась в монастыре во Славу Божию… Старалась внести своими трудами хотя бы маленькую лепту в общее монастырское дело. Последние годы я ухаживала за многочисленными монастырскими клумбами: чтобы людям приятно было смотреть. Бывают такие моменты: на душе тяжесть, а посмотришь на красоту - и радостнее становиться.


      Что он мне ответил?:
  - К сожалению, Мария, в монастыре сложилась практика предупреждать о своем приезде…  Подойдите, пожалуйста, к главному бухгалтеру… Она должна решить проблему.
   Я, конечно, подошла к главному бухгалтеру.
    Проблема разрешилась.
  Людей накормили. Причем, накормили очень обильно и разнообразно: на их стол принесли всю еду с монашеского стола…
    Слава Богу! Господь и святой Елисей Лавришевский не допустили, чтобы эти многоуважаемые многодетные семьи, приехавшие в монастырь, преодолев расстояние в 200 километров в одну сторону, уехали со святого места голодными…
  Но, осадок в душе…
  К сожалению, люди (и даже те, кто много лет трудится в монастыре) в настоящее время очень сильно искалечены главными грехами нашего времени – эгоизмом и черствостью.
  (Я не имею в виду монашествующих. В их доброте и отзывчивости я не  разочаровалась за столько лет!)
  Ведь приезжающие в монастырь люди чаще всего общаются не с наместником или игуменом, а с такими же людьми, которые, как и они, приехали в монастырь на определенное время… В этом общении никто ни от чего не застрахован.
  В монастырях не всегда все так красочно, как кажется со стороны, в случае приезда на короткое время…
    Портят духовную атмосферу мирские люди, на время поселившиеся в монастыре. Большинство из них, к сожалению, полны лицемерия и фальши. Многое делается для красивой обертки.
    Я счастлива, что полученный мною опыт жизни при монастыре, пришелся на годы, когда в монастыре нес свое монашеское послушание игумен Евсевий. Для меня это был очень ценный духовный опыт.
    Как жаль, что мы не ценили то, что имели…


На страницах моего блога вы найдёте много рассказов, которые затронут глубины вашей души.

Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:

 Рассказ

2 комментария:

  1. Я понимаю, что новому намеснику нелегко... Однако, ещё более нелегко людям, которые полюбили владыку Евсевия, и которые как будто осиротели...

    ОтветитьУдалить
  2. Раньше я жертвовала на монастыри, предполагая, что монашествующие более правильно распорядятся моим пожертвованием, с годами появилась мысль : тем, чем я жертвую, - нужно самой определять, куда... кому... так как моё сердце подсказывает. Монахи пусть распоряжаются тем, что сами создали...

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога