! Сегодня

Потребность быть услышанным


     В монастырь люди редко приезжают в радости, все чаще – в тяжелые периоды своей жизни. И каждому из них кажется, что его скорбь – самая горькая. 
   Большинство из них считают, что, если человек живет при монастыре, то, значит, он сам что-то пережил, и поэтому очень хорошо разбирается в теме переживания душевной боли.
    Поражает меня то, что незнакомому человеку люди открываются очень легко, иногда рассказывают такие тонкости из своей жизни, которые в кругу своих знакомых никогда бы не осмелились озвучить.
 
Осадок от прожитой жизни
Размышления о прожитой жизни

  
 Для себя я сделала вывод, что с возрастом потребность быть услышанным возрастает в разы. Человеку хочется почувствовать, что он не одинок, что он может поделиться своим мнением с тем, кто его поймет, что с ним не станут спорить или указывать на ошибки…
  Вот и Татьяна Ивановна, оглянувшись по сторонам, убедившись, что ее дочь находится на достаточном расстоянии, чтобы не слышать, с горечью в глазах начала свой монолог.
      - Я всю свою жизнь посвятила воспитанию дочери и сына, растила их одна. С мужем развелась. Изменял он мне. И вот теперь, когда я тяжело больна, никто из них не хочет взять меня к себе, чтобы ухаживать за мной. Вы не представляете, как мне тяжело понимать, что  я не нужна своим детям…
      Я жила ради них, я всю жизнь работала с большой самоотдачей, потому что старалась, чтобы мне платили премиальные, чтобы нам с детьми хватало  на все. Я хотела, чтобы у моих детей было всё самое лучшее. 
    Каждому из них я дала образование. И не какое-то там, а высшее. Дочь получила диплом юриста, а сын – сначала был спасателем, а потом  стал частным предпринимателем, у него свой бизнес. Я им обоим помогла устроиться  на хорошие высокооплачиваемые работы. 
    Когда я вышла на пенсию, (и пока была здорова), то стала помогать им с детьми. Я водила их по кружкам, забирала из садика. Внуки часто оставались у меня.
   Но, однажды у меня очень сильно повысилось давление. Меня положили в больницу. 
  Дочь меня проведывала, а вот сын только позвонить несколько раз удосужился. 
  Меня выписали через неделю и сказали, хотя бы первое время не переутомляться, не расстраиваться.  Но, через два дня дочка привезла мне внуков. А с ними сами знаете, как бывает: то поиграть, то кушать приготовить, то нужно сводить на улицу погулять.
    Через какое-то время у меня стали сильно болеть ноги, мне стало сложно ходить. Я попросила сына свозить меня на машине на обследование. Он сказал, что занят на работе, вызвал мне такси.
   Я обследовалась, выяснились проблемы с коленными суставами.
    Шло время,  ноги меня беспокоили всё больше. А однажды я просто не смогла встать с кровати. Я позвонила дочери, но она была на работе и поэтому вызвала мне скорую помощь. 
    Меня забрали в больницу. В этот раз, правда, дети посещали меня намного чаще, приезжал и сын.
    Врач,  застав однажды их в палате, объяснила моим детям, что после выписки меня нельзя оставлять одной, и что мне нужен уход.
    Дочь с сыном, тут же в палате, стали рассуждать, кто должен забрать меня из больницы жить к себе. Дочь жаловалась, что у неё небольшая квартира, разнополые дети, и нет отдельной комнаты для меня. Сын отвечал, что у него хоть и большое жильё, но из-за того, что жена сейчас на большом сроке беременности, сидит дома в декретном отпуске, она вряд ли согласится на переезд свекрови.
    Мне стало так стыдно, особенно из-за того, что все это слышали посторонние люди.
В больнице
В больнице

    Я перебила их рассуждения и сказала, чтобы они уходили оба. Они ушли. А я лежала и долго плакала в подушку.
    Получается, что я прожила всю жизнь и не заслужила сочувствия от своих детей. 
    Дочь, правда,  забрала меня к себе из больницы. Две недели я у нее живу. Но, чувствую, что скоро она предложит мне переехать  в свою квартиру.
   Сейчас мне немного полегчало.
  Дочь вот привезла меня сегодня в монастырь, хочет, чтобы священник со мной поговорил, дал наставления, как мне жить дальше. Я согласилась. Но, я не думаю, что священник будет на стороне моих детей.
   Скажите мне: "Как такое могло случиться, что мои дети превратились в эгоистов? Неужели я их так  воспитала?"
   Никогда не думала, что в конце жизни получу такое предательство  от сына и дочери. Я вырастила неблагодарных детей. Стыд и позор…
   Выслушав женщину, я не могла найти слов, чтобы ответить на ее вопрос, потому что из ее монолога, мне не показалось, что она настолько несчастна, как мать. Но, не могла же я ее огорчить. Поэтому я «отделалась» одной фразой:
   - К сожалению, так бывает. Вы, наверное, работали на такой должности, где стыдно было иметь неуспешных детей, поэтому вы так обостренно реагируете на мнение посторонних. Я вас понимаю. Вы поговорите с батюшкой, я уверена, что вам полегчает.
        На мой вопрос, кем она  работала, Татьяна Ивановна не ответила.
     Скоро подошла ее очередь. Она спешно пошла в часовенку, где принимал священник.  Оказавшись на крылечке, обернулась, и позвала с собой дочь, но та с ней не пошла, ответив, что поговорит с ним после, наедине.
Грусть
Грусть
     Посторонняя женщина, стоявшая рядом с часовенкой, услышав ответ дочери, сказала, что она, на ее месте, пошла бы вместе, так как семейные вопросы правильнее обсуждать вместе.
  Я же, подойдя к дочери Татьяны Ивановны, решила полюбопытствовать (меня просто «распирало» от желания узнать, кем Татьяна Ивановна все же работала),  и   спросила:
   - Ваша мама производит впечатление интеллигентного человека, она, наверное, занимала руководящую должность?
    На что она ответила:
       - Мама сначала была адвокатом, а потом стала судьей. Она очень много работала, достигла особого уважения среди коллег, она привыкла к почету, к тому, что ей все услуживали, ей льстили. Маме теперь очень трудно смириться с замкнутой жизнью на пенсии.
     Я немного обнаглела и осмелилась вызвать молодую женщину на более детальный разговор.
     - Мама сказала мне, что воспитывала детей одна и жила ради них.
   - Да. С отцом они развелись, она с нами двумя осталась. Мне кажется, она всю жизнь сожалела о разводе. Помню, как однажды ночью я проснулась, услышала тихий звук плача. Встала, прошла в коридор, смотрю: мама на кухне сидит и плачет... Я спросила: «Мама, ты чего?», - она сказала, что грустно ей. Я помню, обняла ее, а она еще больше расплакалась. 
   Мама по природе своей такой человек, который нуждается в постоянном внимании.
   Нами она, конечно, занималась. Она хотела сделать нас достойными членами общества. Но, душевной теплоты между нами не было. Мама была уж очень требовательной к нам (она и к себе требовательна), но, я помню не настолько ее ласку (хотя она не была черствой к нам), насколько дисциплину. Мама постоянно требовала от нас идеальной чистоты дома. Мы вылизывали квартиру каждый божий день, свои вещи содержали в идеальной чистоте, регулярно мыли посуду и т.д., и за все это она нас никогда не хвалила.
    Летом я в основном проводила время с бабушкой. И это были две разные модели воспитания: мама была построже, много требовала, хотела, чтобы я выросла ответственным человеком, а бабушка, наоборот, защищала меня от всех и всего, и давала послабления. Свою бабушку я вспоминаю с особой нежностью. Когда баба Аня умерла, - у меня, казалось,  в жизни обрушилось все!
  Когда мы подросли, то с мамой никогда ничего не обсуждали. Она и не спрашивала про мою жизнь, про заботы, про переживания.    
    На воспитание сына (он младше меня на пять лет) у нее находилось немного больше времени. Они проводили вместе выходные, ездили на отдых. Я в это время была в подростковом возрасте, много занималась музыкой, поэтому меня на отдых она с собой никогда не брала.
  Мне очень запомнились вечера ожидания. Мама часто задерживалась. Не сказать, что я особо грустила или переживала, когда мама была на работе, но я сильно волновалась, когда она задерживалась допоздна. Я выходила на балкон, долго стояла, ждала, чтобы увидеть, как она будет идти к подъезду.
    Как-то, гуляя с одноклассниками на озере, я встретила свою мать с любовником … Как же стыдно было мне  перед моими друзьями!..  А мама  совершенно не смутилась. Она, наверное, считала, что имеет на это полное право, так как живет одна.
  На следующий день  она деньгами от меня откупилась...
  В общем, если сделать заключение, то я считаю, что детство у меня было трудное. Вот уверена, что моя мама и десятой доли всего этого "не вспомнит". 
  Когда я выросла, - уехала учиться в Минск. 
  Говорят, на расстоянии сложно общаться, но мы стали даже теплее друг к другу относиться. Почти каждый день созванивались, я старалась приезжать к маме. Она всегда меня поддерживала, даже в решениях, которые могли казаться ей не очень дальновидными и правильными. Думаю, в этом главная ее заслуга: мама не навязывала свои установки. Она в детстве заложила базу и дальше лишь периодически направляла.
    Поэтому я теперь живу, не полагаясь ни на кого, рассчитываю только на себя. 
   Сейчас общаемся более или менее. Раз в неделю я к ней приезжаю с семьей. Все детские обиды убрала куда подальше, но духовной близости нет. Общаемся, но поверхностно, что ли. Ни горем, ни радостью я к ней не побегу делиться. 
  Это стало  примером для меня, как НЕ надо воспитывать детей. Чем я активно и пользуюсь.
   Нет, вы не подумайте: я не эгоистка, я понимаю, что многие дети не имели и того, что имели мы с братом. Много воспоминаний о счастливых моментах детства у меня есть. 
  Просто обижает, что  у меня, девочки, особой близости с мамой не было и нет. 
  Я не помню, чтобы она меня целовала, обнимала, играла со мной или баловала. Никаких нежностей. До сих пор целоваться-обниматься я не люблю: не приучена.
  Но, в итоге, своих детей я зацеловываю, и обнимаю всегда крепко-крепко.

       
  Вот такой случился разговор….
 Я специально хочу оборвать рассказ на этом месте. Я  не буду писать о продолжении истории… о том, какими вышли эти женщины от батюшки…
        Мне хочется, чтобы рассказ вызвал у вас рассуждения…
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни реальных людей,  о паломничестве в Лавришевский монастырь.
Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз экран телефона, находясь в рассказе, и внизу под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):


Например, кликнув по картинке, вы перейдете на новый рассказ:




6 комментариев:

  1. Рассказ, действительно, поучительный и наталкивает на глубокие рассуждения. Жизнь пролетает стремительно. Карьера для женщины - это второстепенно.
    Только в старости понимаем, как важно сохранить свою семью, чтобы на склоне лет не лезть в семьи своих детей.

    ОтветитьУдалить
  2. Измену мужу она не простила. А сама, кажется, чужим мужем "воспользовалась". Себе простила.

    ОтветитьУдалить
  3. @Надежда МихайловскаяЧитателям, которые пишут комментарии анонимно, хочу сказать что GOOGLE последнее время стал "ругаться" на анонимность: мне приходят сообщения, что рассказ будет удален из поиска. Поэтому мне приходится удалять анонимные комментарии

    ОтветитьУдалить
  4. Ответы
    1. История жизни этой женщины созвучна очень многим , поэтому и комментировать можно бесконечно. Как любят говорить разводящиеся, ещё ни одна баба без мужика не пропала. Да,, не пропала, но и счастливой не стала, как оказывается.
      Я верю, что у этой женщины всё ещё наладится в жизни, раз она пришла к Богу. И дочка с " трудным" детством посмотрит на маму другими глазами..

      Удалить
  5. @Елена Благодарю за высказанное мнение, за интерес к поднятой теме. Мне очень важно, чтобы под моими рассказами читатели оставляли комментарии. Многим кажется, что мать в этой истории сделала для детей ВСЕ, что могла! А ведь в воспитании детей важно придерживаться "золотой середины": сколько строгости, - столько и ласки. А по поводу разводов....Я однажды услышала очень мудрую фразу: "Без меня ты можешь прожить... Ты можешь прожить без всех... А ты попробуй прожить со мной всю жизнь ... Вот это - подвиг!"

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога