В храме начиналось вечернее богослужение…
Мы
с Тамилой присели на скамеечку возле часовеки на пару минуточек, намереваясь
кратко обсудить один вопрос, - и сразу после этого должны были войти в храм.
Однако случилось так, что наш разговор затянулся.
Слова, произнесенные Тамилой, казалось бы, в завершение нашего обсуждения: «Не будем больше о глобальном.
Посмотри, какое сегодня ласковое солнышко! Какие зеленые ели и сосны! Как
красиво поют птички! Здешний запах иногда так пьянит меня своим ароматом!
Раньше, живя в городе, я ничего этого не замечала. Наверное, здесь, в
монастыре, моя душа, все же, ожила», - послужили поводом для нашего
дальнейшего рассуждения.
- Наша душа, Тамила, на протяжении жизни не один раз бывает
как будто бы в бесчувственном состоянии. Дай только Бог, чтобы она каждый
раз оживала, - пошутила я.
- У меня последнее
онемение души длилось много лет. Я была, как бы, выброшена из жизненного
круговорота. Я жила в полной опустошенности и безысходности, мне казалось,
что мир внезапно оградился от меня и оставил меня наедине со своими страхами перед неизвестным
будущим.
Только благодаря батюшке, и плюс благодаря тому,
что я посещала занятия в Школе духовного зодчества, которые он проводил, я
поняла, что мне пора начинать сражаться за свое «место под
солнцем», которое за время переживания множества скорбей, казалось,
потеряно навсегда.
Эта борьба стала
особенно острой после отъезда батюшки. К сожалению, я пока еще не смогла
вернуть уверенность в себе. Наоборот, стала еще более слабой, более ранимой.
Я ведь, Мария, веду эту очень мучительную
борьбу не для того, чтобы показать свои достоинства или способности, а для
того, чтобы посоревноваться за свое место в обществе, которое меня своей
жестокостью просто вытеснило из своей
среды.
За работой, за тяжелыми житейскими проблемами я много
лет не задумывалась над тем, что мне просто не хватает рядом родного, близкого
моей душе человека, чтобы он понял, выслушал, помог, согрел в трудную минуту,
поддержал советом…
- Тоскуешь по батюшке? Раз уж мы с тобой стали
вспоминать о Владыке в прошлом, давай будем
называть его «батюшка», потому что пока он жил здесь, для нас он был батюшкой.
-
Да. Тоскую. Хотя, батюшка для меня не был таким человеком, которому
я рассказала обо всем, что творилось у меня в душе… Ведь, по сути, я с
ним редко общалась. Мне было достаточно того, что он просто здесь был. Свою душу я ему так и не открыла, не смотря на то, что исповедовалась почти всегда у него, к другим
священникам редко подходила. Я просто
«грела» свою душу возле батюшки, как возле солнышка.
Только после его отъезда из монастыря, я
осознала, насколько надежной опорой он был в моей жизни, в самый сложный ее
период.
Мне теперь так не хватает его жертвенной
доброты, доверия, желания поддержать.
Только сейчас я начинаю осознавать, что имела
счастье видеть и знать великого (в моем осознании) человека: любящего людей со всеми их недостатками,
внимательного, терпеливого.
Сила его величия – не в красивых и важных
словах: более-менее красиво и ярко сейчас умеют говорить многие священники. Его
сила - в духовности, в насыщенности его повседневной жизни, которую мало кто видел вблизи, но
которая, как мне думается, стала важным критерием при его избрании, а в
последующем при возведении в сан епископа.
Я слушала Тамилу
и думала, что в
этом хаотичном жизненном круговороте так важно проникнуть в глубину тонкой женской
души, жаждущей гармонии, понимания и простого человеческого счастья.
У Тамилы в тот день вроде бы не было
причин для особой тоски… Но, когда мы стали вспоминать о батюшке, почувствовалось,
что у нее что-то «ноет» внутри. Тихая
тоска, которую нельзя высказать словами, нельзя выплакать со слезами. Неосязаемая,
невидимая, необъяснимая... Ощущалось, что ей кажется, что живет она совсем не так, как
нужно, и все, что происходит теперь в ее жизни отнюдь не то, что должно было бы
происходить.
Кто-то сказал бы, что тоска у нее беспредметна. А я слушала ее
и понимала, что ее жизнь зашла в тупик в момент смерти мужа и она до сих
пор пытается найти из него выход.
С появлением в
ее жизни батюшки, который старался предложить ей как можно больше светлых
мыслей и перспективных идей, вернуть ее душу в мирное состояние, она стала
оттаивать; а после того, как он уехал из монастыря, "спасительная" соломинка, за которую она так хваталась, исчезла...
И поэтому в ее душе появилось это необъяснимое,
щемящее желание выговориться.
Красивая
голубоглазая женщина, с очень нелегкой судьбой, смолоду воцерковленная, которой
«соратники по вере» внушили, что для того, чтобы спасти душу, надо жить «для
других».
Она, рано похоронив мужа, оставшись одна с больным ребенком «на руках», покорно смирилась со своей участью православной женщины:
«остаться навсегда никому ненужной», и покорно нести свой вдовий крест.
Ее призрачное счастье оборвалось именно в тот момент, когда,
казалось бы, жизнь пошла на подъем: с болезнью ребенка к этому времени они с
мужем смирились, материальное положение более-менее было стабильным, имели
квартиру, на работе появились какие-то перспективы…
Неожиданный удар судьбы обломил
все ее надежды, отобрал у нее все, на что она надеялась.
Душа ее застыла, онемела… на многие годы…
Вспоминая годы своего горевания, она
говорила так:
- Как только люди узнавали о моем горе, старались
отстраниться: «Ой, извини. Наверное, тебе не
хочется об этом говорить». А мне, как раз наоборот, хотелось! Хотелось вспоминать об умершем муже, хотелось понимания, сочувствия! Находились, правда,
и такие, которые говорили: «Ну, не переживай, ты красивая, ты еще выйдешь
замуж». Почему? Потому что не знали, что говорить. Потому что не имели опыта
соболезнования.
Мне много раз хотелось забыть обо всех проблемах, хотелось уехать от
всех куда-нибудь на «край света»… Но, я понимала, что самостоятельно
справится с приступами тоски я не смогу.
Поэтому я и оказалась в
монастыре…
А здесь начались новые испытания для моей очень израненной жизненными неудачами, невзгодами, души…
Какая же была
милость Господня, что в этом монастыре я встретила такого понимающего, такого
доброго и душевного батюшку!
Батюшка учил жить и не для людей, и не для себя. Ведь понятие «жить для других» означает ставить на первое место интересы других людей, а не свои. А ведь Господь дал нам жизнь не для того, чтобы мы страдали.
В Школе духовного зодчества я поняла, что нужно стараться жить так, чтобы хоть что-то приносило удовлетворение.
Слушая Тамилу, у меня появилось странное
чувство: мои повседневные проблемы показались мне ничтожными по сравнению с
жизнью этой женщины.
Странным было то, что мы обе понимали, что нам давно пора войти в храм, но,
продолжали общаться, и нам не хотелось расставаться.
В наших сердцах проснулись радостные, теплые, ностальгические и даже немного грустные воспоминания.
Продолжение жизненной истории Тамилы: "Преодоление себя"
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни реальных людей, о паломничестве в Лавришевский монастырь.
Кликнув по картинке, вы перейдете на новый рассказ:
Кликнув по картинке, - перейдёте на рассказ:
Спасение-самое главное, для чего мы все живём, успешные и не очень. Ох как надо потрудиться для этого! Так что ещё не известно, кому повезёт. Как сказано, кто был первым, станет последним, а кто был последним, тот станет первым.
ОтветитьУдалитьДушевное повествование. С вдовольствием прочитала
ОтветитьУдалить