! Сегодня

Слепота: и физическая и духовная.


    Светлана Николаевна выросла в благополучной многодетной семье. В то время в деревне все семьи были такими.

    Работать пошла рано. Окончив школу, устроилась на завод, потому что там всем предоставляли общежитие. Зарплата была хорошая, но приходилось трудиться физически, поэтому  после работы приходила очень уставшей, гулять никуда не ходила.
    Однажды в выходной день девушка решила сходить в магазин за продуктами.
    По дороге домой встретила подругу детства Ирину. Разговорились, поинтересовались друг у друга, кто как устроился, обменялись адресами (сотовых телефонов в то время не было).
    Узнав, что Светлана работает на заводе, Ирина очень удивилась, так как знала, что в школе подруга училась хорошо. Но та объяснила, что даже не пыталась поступать.
    Ещё, учась в школе, девушка решила, что сначала поработает, чтобы не нагружать излишне родителей (в семье было ещё трое младших), а потом поступит на заочное отделение института, получит высшее образование, сделает себе карьеру, выйдет замуж, родит двоих детей.
    

    Ирина, наоборот радостно объявила, что, несмотря на то, что учится только на первом курсе, через три месяца выходит замуж за своего одноклассника. На вопрос: почему так спешат, ответила, что весной жениху  идти в армию.
  Придя в общежитие, Светлана долго размышляла о легкомысленности подруги. Но назавтра окунулась в круговорот рабочих будней, и  о подруге забыла.
    Как и планировала, Светлана, поработав на заводе два года, поступила на заочное отделение. Её сразу же повысили в должности: назначили мастером по производству, поставили на очередь для получения квартиры.
    Домой, в деревню, девушка ездила редко. С годами как-то отдалилась от родных, материально от них не зависела. Мама изредка передавала продукты через знакомых, которые ехали в город по делам. Светлана брала их только из-за уважения, ведь теперь она могла себе позволить купить такие продукты, которых мама, живя в деревне, и не пробовала.
    Однажды в сумку с передачей мама вложила письмо, в котором просила Светлану приехать домой, мол, очень хочется увидеться, поговорить. В письме была еще такая фраза: «Доченька, мне кажется, что я не додала тебе любви, прости меня, что ты выросла недоласканной мною».

    Действительно, Светлана тоже так считала, что очень рано стала взрослой в семье.
    В ближайшие выходные девушка всё-таки поехала к родителям. Мама встретила её со слезами: «Доченька, дорогая, я почему-то стала очень переживать за тебя. Живешь там одна, твои  одноклассницы почти все вышли замуж. Так душа болит за тебя!  Давай поговорим».
    Слушать нравоучения не хотелось, но ведь не развернешься сразу, не уедешь.
    Поговорили.
    - Доченька, карьера не главное в жизни, главное - семья, дети, жизнь пролетает очень быстро.
    - Мама, я ещё всё успею. Сейчас я решила открыть частное предприятие, мне нужно года два-три очень много поработать, не до семьи пока.
    - Ты в отпуск-то куда-нибудь ездила? Я думаю, раз ты домой не приезжаешь, то, может, ездила на курорт?
    - Нет, мама, я ни разу не брала отпуск, я денежные компенсации за них получала, у меня цель, мама.
    И вообще надоели вы мне уже все со своими вопросами, самый глупый из них: «Ну что, не вышла замуж? А когда же, часы-то тикают»… 
    Я совсем не переживаю из-за того, что у меня нет мужа и детей. Вот совсем, мама. Я никогда к этому и не стремилась. Особых материнских позывов я не чувствую. Значит, мне еще не время. Мне с собой очень хорошо. А все это потому, что я себе лучший друг и собеседник. Я, мама, на работе заполнила свою жизнь общественными делами и хлопотами до отказа, так что я просто наслаждаюсь одиночеством дома.
     Нет у меня комплекса, что к своим тридцати годам, я еще не выполнила роли: стать женой и наседкой-матерью. Возраст мой мне нравится. Ну, не знаю почему. Дури - меньше, возможностей и мозгов - больше. С детьми, мама, добиться поставленной цели сложнее было бы. Это ведь  дополнительная ответственность и бессонные ночи.
    У каждого свой путь. Я очень не люблю выражение… «старая дева». Я не девственница и мужчина у меня есть. Когда-нибудь постараюсь, Бог даст, родить от него. А пока мне хорошо. Жизнь прекрасна, мама!
    - Светочка, а у нас в деревне рассказывают, что теперь люди стали ездить на экскурсии по святым местам, паломническими поездками называются, - уж очень ей хотелось деликатно подвести дочь к разговору, что пора о судьбе позаботиться, помолиться, так как чувствовала, что дочь зациклена только на себе, на своих успехах, в ней нужно что-то изменить...
   - Мама, это пенсионеры ездят по монастырям, им делать нечего. Сейчас разрешили людям открыто  монастыри посещать, то они толпами туда едут… Я всё успею. Не переживай, мама. Вот, когда я выйду на пенсию - даже ради интереса съезжу на Святую Землю, в Иерусалим. За жизнь накоплю себе денег, - ни в чем себе отказывать не буду. Да и времени тогда будет предостаточно...
    Мать так обрадовалась! Не очерствела дочка! У неё всё в порядке! Ничего, во все времена были одинокие женщины, не всем Господь даёт пару. Главное, что о Боге знает.
    После того разговора с мамой прошло уже около тридцати лет.
    Несколько лет назад мать умерла.
    Светлана Николаевна имела свой бизнес. Мужчины были. Замуж не вышла. По молодости сделала два аборта. Беременности были не ко времени. Материально всю жизнь была очень хорошо обеспечена: имеет две квартиры, дорогую машину.
    Шесть лет назад женщина перенесла тяжелый инсульт. Сначала пропал слух, потом стало резко падать зрение. Два года назад  почти ослепла.

    Единственным близким человеком,  который пришел на помощь, была её соседка. Она и в больнице посещала, и дома  по силам помогала... 
    Однажды Светлана Николаевна разоткровенничалась и рассказала соседке о своей молодости, о подруге Ирине, от которой давно отдалилась, так как та стала казаться ей уж очень приземленной, не интересной.
    - В глубине души я всё же завидую Ирине. Я не знаю, как сложилась её дальнейшая судьба, но что-то ёкает внутри, когда я думаю о ней. Наверное,  в этом мире это единственный человечек, который напоминает мне о моих корнях. Уж слишком высоко я "летала"...
    Соседка  позвонила подруге детства Ирине, и передала, что Светлана Николаевна очень хотела бы поговорить по душам, однако уже не видит и почти не слышит, но сама говорить может.
    Так женщины встретились. 
    Между ними завязался очень теплый разговор. Хотя Ирину Светлана Николаевна слышала очень плохо, но сама, как на исповеди, излила подруге молодости боль своей души. Она, действительно, испытывала очень острую необходимость именно Ирине рассказать о том, что в молодости ошибочно считала, что та слишком рано вышла замуж, а про себя думала, что избрала более дальновидный жизненный путь.
    - Ира, как же ужасно одиночество в возрасте! Я уже забыла, что значит быть с кем-то в одной комнате... Нет, я не имею в виду мужчину… Мне хотелось бы тешить не тело, оно давно уже мертво для утех, а вот душа… Она, как никогда в молодости, нуждается в общении... Как же я ненавижу это одиночество! 
    Это - как крик раненого зверя, у которого отняли все, кроме его жизни. И он теперь не знает, зачем же ему жить? Для кого и для чего?
    Я одна... всегда одна...  Как же больно просыпаться во тьме под крики собственного голоса, когда кроме физической немощи испытываешь жажду присутствия рядом живого человека! Когда обнять можешь только одеяло... и поплакаться только в подушку... Какое же это утешение?
  А утром, когда зайдет соседка, вновь и вновь смахнув слезы, улыбаться и скрывать, скрывать боль и отчаяние, страх ночи и кошмаров, страх перед пустой квартирой и единственным ярким пятном – телевизором, который уже просто осточертел своими шоу-программами. Хорошо, что я его не вижу и плохо слышу.
    Летом, когда соседка откроет окно,  я немного слышу разговоры людей во дворе. Смех или плач деток. А я живу одна. Старая, даже не дева, а - старая бесплодница,  пустышка - так меня правильно называть.
    Как же жестоко обошлась со мной судьба! Мне страшно за свое будущее, которое предстоит в вечности... Ведь Господь спросит…           Ира, а что ответить? Для чего я жила? Что я за свои 70 лет хорошего сделала? Даже себя счастливой сделать не смогла. Я чувствую себя пустым, засохшим деревом. Есть не хочется, жить не хочется…
     Иногда кажется, что очень несправедливо пошутила со мной судьба. А если хорошо подумать, - то вполне справедливо...
 Светлана Николаевна передала  подруге крупную сумму денег, которую спрятала в сейфе много лет назад, и попросила пожертвовать их часть на детский дом, а часть - на монастырь.
    Эту историю мне и рассказала Ирина Ивановна - та самая подруга детства Светланы Николаевны, - по дороге в монастырь.
    У Ирины Ивановны семейная жизнь сложилась очень хорошо, уже четверо правнуков подрастают.
    Конечно, в молодости было сложно. Четыре девочки она одну за другой  родила: о мальчике все мечтали... 
Советские мамы
    В декретном отпуске в ее молодость сидели, пока ребенку исполнится год. Чтобы лучше справляться по хозяйству, работали с мужем посменно, чтобы детей смотреть по очереди.
     Муж тоже не отлынивал от домашних дел, постоянно намывал полы, был страшным педантом. Видел разбросанную одежду девчонок - без разговоров выкидывал в окно. Они выбегали, приносили ее в дом, и аккуратненько развешивали в шкафу.
   - Когда я приходила на работу, сначала садилась и выдыхала: Господи, наконец-то я отдохну! Домой расходились  поздно вечером, все уставшие, а я - счастливая, шла медленно-медленно - наслаждалась. Я же первые лет восемь почти всегда была, если не беременная, то кормящая. Как только открывала дверь - ребенок уже орал, требовал, чтобы ему дали сиську. Даже сапоги не успевала снять. Кормила грудью, потом начинала стирать одежду на завтра. А как еще? Ведь тогда форма была, и в саду тоже. Белые гольфики, белые рубашки, фартуки, ползунки, колготочки, штаны.
     Но, прошли годы, все забылось… В целом, я счастлива.  
 Мы, обе, уже давно немолодые женщины, подвели итог: «Какие глупые мы были в молодости! Некогда было думать  о главном: о Боге, некогда было посещать святые места. Думали: выйдем на пенсию - все успеем. А здоровье уже не то... Хорошо, что хоть детей родили.
    Вот у Светланы Николаевны теперь есть много свободного времени, много денег. Даже, если бы она была не лежачей,  если бы её, почти слепую, за её же деньги, кто-нибудь и отвез на Святую Землю, в  Иерусалим, - то теперь она уже ничего не увидит и ничего не услышит!»
Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже..

В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни,  о паломничестве в Лавришевский монастырь.

Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):


Кликнув ниже по картинкам, вы можете перейти в другие рассказы.
Рассказы о  скорбях:
        Рассказ "Исповедь скорбящей матери"

4 комментария:

  1. Моя золовка вышла замуж не потому что очень хотела, а потому что боялась повторить судьбу маминых тёток, проживших старыми девами в родительском доме до старости и в конечном итоге одинокими

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога