! Сегодня

Ностальгия о деревенском детстве.


В то воскресенье мы никуда не спешили.
Мы вышли из храма после беседы с батюшкой (каждое воскресенье, после службы, настоятель монастыря игумен  Евсевий проводит беседы с насельниками и паломниками), и в продолжение темы рассуждали о том, чем же так притягивает людей Лавришевский монастырь…
      - Так, батюшка же сказал, что здесь  намоленное веками место, что  здесь и до возрождения, много веков назад был монастырь, а ещё потому, что он расположен «на  отшибе», в глухой деревне,  вокруг монастыря сохранена первозданная природа. Он же сказал, что душа человеческая всегда стремится к уединению, потому что это то, что ей нужно, - начала паломница из Кобрина.                                         
  - Да, прав батюшка. Раньше люди тяжело трудились физически. Но они меньше страдали душой, - вступила в разговор ещё одна паломница…
- У них тоже были скорби. Но им некогда было зацикливаться на них, они не имели времени на нытьё. Да и телефонов не было... Переболело, перегорело, - и ушло… Они были более закалёнными и меньше сюрпризов ждали от своей судьбы.
- Жаль, умирают наши деревни…
- Ну, вот Гнесичи, слава Богу, благодаря возрождению монастыря, оживают. Я пять лет назад здесь была. Многое изменилось! Главное: жителей стало больше, посмотрите вот даже строятся люди, - показала она рукой на строящийся дом, недалеко от моста.
- А вот этот домик слева от моста, купила женщинка из Иваново. Она живёт и работает в Брестской области, а сюда приезжает помолиться, пообщаться с игуменом монастыря, подпитать благодатью свою душу. Дом она купила для того, чтобы останавливаться в нём, пожить во время отпуска. Раньше во время приездов она останавливалась в монастырской гостинице.
- Одно только слово «деревня» вызывает у меня очень тёплые,  ностальгические чувства. Деревня - это настоящий воздух, настоящая вода, настоящий лес, настоящая природа, настоящая еда, настоящий труд, настоящие морозы, настоящий живой огонь в печке, настоящие люди - честные, открытые, немногословные, трудолюбивые... потому что они живут на виду друг у друга.  Лично у меня первая ассоциация со словом «деревня» - это здоровье и физическое, и душевное.
- К сожалению, в деревнях теперь многие пьют...
- В городах тоже пьют не меньше, просто их не так видно.
- Современные люди «подсажены» на городской образ жизни, как на «иглу», а деревенской жизни страшатся, как каторжной и непосильно тяжёлой. Но, если бы это было на самом деле так, то деревенскую жизнь не воспевали бы в своём творчестве многие светлейшие умы, к ней не стремились бы многие просветлённые и «продвинутые» люди.
Мы дошли до моста и расстались. Дальше наши пути расходились.
Мост через Неман
А я шла дальше, к своему дому, размышляя над ответами батюшки на вопросы паломников,  и вспоминая своё детство.
Придя домой, мне захотелось рассказать о своих чувствах на странице своего блога.
Никто так не расскажет о деревне, как тот, кто там вырос.
Я выросла в деревне, а вернее, -  на хуторе.
Теперь я нахожусь в далеко немолодом возрасте, а моё детство мне сейчас представляется  потерянным раем.
Ведь деревня - это безграничная свобода! Даже когда в душе «кошки скребут», то боль переживается почему-то легче.
Я ведь, по выходу на пенсию, теперь много времени провожу в деревеньке Гнесичи (при монастыре).
Я о многих вещах, которые тяготят в городе,  здесь забываю…
Но, рассказать мне хочется не о сегодняшнем дне, а о воспоминаниях своего детства.
Были, конечно, и тогда свои сложности.
Мы, жившие на хуторе, до школы добирались пешком, а это - семь километров. При керосиновой лампе учили уроки (причём,  зрение у меня до сорока пяти лет было стопроцентное), вечерами помогали родителям править хозяйство.
Хозяйство у нас было большое: и разнообразные домашние животные и очень большой огород (были у нас две коровы, лошадь, свиньи, куры, гуси, утки, индюки… сорок соток земли…), и лес рядом, куда почти круглый год было за чем идти: если не за дарами природы, то за хворостом для печки…
Мне почему-то очень часто вспоминаются длинные зимние вечера (морозные и  лунные), как по возвращении из школы мы залезали на печку, чтобы согреть свои косточки.
Печка для нас, детей, была самым любимым местом. Хоть и тесновато было, но умещались. Кирпичики грели спину, ноги упирались в трубу. Особенно хорошо было забраться на печку зимой, когда мы замерзали до такой степени, что еле-еле шевелили пальцами на руках. Приходили с улицы, похожие на снеговиков. С нас стаскивали обледеневшую одежду и загоняли на печь отогреваться. Никакая простуда не брала!


Русская печь. Картина.
Боже мой! Как же мы мёрзли! Снега ведь наметало выше заборов, иногда чуть не под самые крыши…А у нас - мокрые насквозь валенки! Но, в дом, чтобы переодеться,  мы не спешили заходить, потому что не хотели, иначе "загонят" домой! (не то, что теперь наши внуки: их же  невозможно оторвать от гаджетов; да и не только внуки… Я вот тоже много сижу у ноутбука).
Мы играли в снежки, лепили снеговиков, строили из снега горки, да просто валялись в сугробах!

Чего стоят эти воспоминания о печке, на которой постоянно что-то подсыхало: семечки, орехи, сушеные яблоки и груши, к Рождеству вялилась колбаса! Так приятно было лакомиться этими припасами и заодно учить  уроки, читать книги!
И пускай ругаются родители, что уже темно, что свет от лампы тусклый, что  зрение испортишь! Я лежала на печке – и читала…
А какая еда была из печки! Присмаженная на дне чугунка! Мне вспоминаются мамины пышные оладьи, слегка пахнущие дымком!


Это же "песня", которую не услышишь больше никогда…

Вспоминается мне запах наступающей весны. Журчащие ручейки… Деревья постепенно покрывались листьями, прилетали птицы, земля покрывалась травой...

Деревенский двор
А запах мая! Запах настоящей весны, когда всё цветёт, а ты вдыхаешь воздух полной грудью и радуешься, что скоро лето - каникулы.
А пахнущие молоком коровы, возвращающиеся с пастбища!
Летом мы почти не носили обувь, мы бегали босиком. Никто за нами не бегал следом, не  предупреждал, что в траве может таиться опасность… Мы, казалось, знали это с рождения, или с тех пор, как научились ходить.  
И действительно, в моём детстве было всё - чистый воздух, недалеко был пруд для купания, куда мы ходили отмываться, бесконечные просторы для прогулок, свои овощи, ягоды и фрукты, домашняя вкуснейшая еда.
Никакой лагерь мне не нужен был.
В то же время, я получала море впечатлений от поездок в город!  Хотя это была не моя стихия, очень отличающаяся от обыденной жизни.
Родители трудились много.
Но они находили время для радости.
Вечерами ездили «на вечерки» в соседние деревни, где жили их сёстры и братья со своими семьями.
У тех, в деревне, уже было электричество и телевизоры.  «Съездить на телевизор» было праздничным мероприятием.
В будние дни проводить время праздно у нас не было принято.
У моих родителей нас, детей,  было четверо. 
Где мама брала силы и время, чтобы печь пироги и каждое утро готовить нам горячую еду (а выходили мы из дому в семь часов утра: школа ведь далеко)? В печке всегда стояло несколько «чугунков» с горячей едой на весь день.
Мама никогда не жаловалась, что ей это в тягость.
Я редко видела её спящей, разве что в большие церковные праздники она  "с чистой совестью" ненадолго прилегала. В будние дни она вставала на заре и ложилась после всех.
Мои родители были верующими и вполне воцерковлёнными для советского времени. В церковь, которая находилась в двадцати пяти километрах от нашего хутора,  ездили часто.
Но, стоящими у икон, вычмиывающими молитвы, я их не видела.
Я думаю, что тому поколению не нужно было часами молиться. У них сама жизнь была молитвой. (Кстати, от наших мам священники и не требовали вычитывания  правил перед Причастием).
    Родить и поднять четверых детей (первые трое - погодки), не взывая к Богу об их судьбе возможно? Нет, конечно! Естественно, мама  постоянно пребывала в молении... Ведь никто не вырос, не болея...
В настоящее время православным христианам вменяется в обязанность вычитывать молитвенные правила. Мы хоть и живём в суете, но физически трудимся намного меньше, и о Боге вспоминаем реже…

Жаль, что вымерло столько деревень!
«Не стоит село без мужика». «Не стоит село без праведника» – так говорили в старину.
Оказывается, это действительно, так: отошло поколение намоленных стариков…
Нет молитвенников - умирают деревни.
Кое-где ещё стоят ветхие домишки: даже стёкла в многих домах целы, занавески на окнах, цветы в палисадниках… Но,  ни души.
Ни петух не пропоет, ни кот не пробежит, ни собачка не залает…
Мне кажется, очень многие, прочитав мои воспоминания, окунутся в своё детство…
Жизнь в деревне
Ведь до тех пор, пока бьётся сердце, детство не отпускает никого, как в песне:
«…Сам себя считаю
Городским теперь я,
Здесь моя работа,
Здесь мои друзья.
Но всё так же ночью
Снится мне деревня,
Отпустить меня не хочет
Родина моя…»
Увы, к сожалению, мы  отвыкли от тяжёлого физического труда.
В деревне нужно трудиться. 
Деревенская жизнь - это не только просторы, чистый воздух, наслаждения, развлечения…
Это тяжёлый ежедневный труд.

Далее я составила фото-ряд в сопровождении душевной музыки:
«Ностальгия о деревне»


    Найденное мною в интернете стихотворение (автора Николая Гольбрайха) ещё более усилило  во мне ностальгические чувства.

«Деревня детства моего»

Как я скучаю по деревне,
Тоска в душе хоть волком вой.
По той родимой стороне,
Где тишь, блаженство и покой.

Мне те края ночами снятся,
И лес и речка и луга.
Места, где аисты гнездятся,
И с камышами берега.

Где снег зимою, выше крыши,
И от мороза дым столбом.
А летом в утренней тиши,
Поёт луч солнца соловьём.

Как я тоскую по деревне,
По дому детства своего.
Там где за печкой на бревне,
Зарубки роста моего.

По тем местам, где босиком,
С зелёных трав росу сбивая,
Я малолетним пастухом,
Гонялся в поле, бед не зная.

Где я ведёрко с клюквой нёс,
По не замёрзшему болоту.
Иль поутру, на лыжах, в лес,
С отцом и дедом на охоту.

Как я грущу по той деревне,
Где пахнет сеном с молоком.
Там где наличник на окне,
Мы с дедом ладили вдвоём.

Там где уют зимой и летом,
И вкусный бабушкин пирог.
И где укроет теплым светом,
Лишь в дом шагнёшь через порог.

Где жаркий дух от русской печки,
И чугунки бурля, кипят.
Где кот с собакой на крылечке,
В обнимку, тихо, мирно спят.

Как я скорблю по той деревне,
Теперь которой уже нет.
Что в чистом утреннем тумане,
Во снах я вижу много лет…

Пожалуйста, если Вас затронула эта тема, напишите отзыв в комментариях, выразите свои чувства хотя бы  одним предложением. 

Батюшка сказал, что наша душа по природе своей христианка, она тянется к живой жизни.
Христианин- от слова Христос.
Крестьянин- (ведь так называют деревенского труженика) от слова Крест.

В моём блоге публикуются душевные рассказы из жизни реальных людей, об их опыте преодоления скорби. Пройдите ниже:


                                      У меня душа в пятки ушла!


Справка о навигации по блогу опубликована по ссылке ниже:



Лебеди



1 комментарий:

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога