! Сегодня

Две похожие судьбы... Как "под копирку"...


Валентина Ивановна сидела в поликлинике в очереди на прием к участковому терапевту. Очередь двигалась очень медленно. Женщина уже начинала нервничать, ведь она надеялась, что через часа три вернется домой (пообещала дочке присмотреть за внучкой), да не тут-то было: уже несколько человек пришлось пропустить вне очереди: то с температурой, то с маленьким ребёнком на руках, то в сопровождении фельдшера прямо со скорой…
    Через несколько минут в коридоре поликлиники появилась подруга её молодости, Анна Ильинична, которая выглядела очень рассеянной, встревоженной, чем-то обеспокоенной. Понятно, раз женщина пришла в поликлинику, - значит, скорее всего, у неё какие-то  проблемы со здоровьем.
Грустная женщина
- Здравствуй, Аня, что с тобой, ты заболела?
- Нет, я, слава Богу, здорова, я ищу свою дочку, это она сегодня рано утром ушла из дому на приём к врачу, часа три назад позвонила, что сидит в очереди к доктору, сказала, что чувствует себя очень плохо, попросила, чтобы я отправила детей в школу. Я детей отправила, звоню ей, а она не отвечает, вызов идет, а она трубку не берёт. Я так распереживалась, что не смогла оставаться дома. В регистратуре спросила, оказалось, Таня амбулаторную карточку там не брала, думаю: поднимусь-ка я к участковому врачу, спрошу, была ли она на приеме.
- Спроси, но я думаю, раз карточка в регистратуре, то вряд ли врач мог принять её.
Анна Ильинична постучалась в дверь кабинета врача, осторожно приоткрыла, на её вопрос можно ли войти не на приём, а с вопросом, медсестра ответила, что врач занята осмотром больного и попросила подождать. Женщина постояла пару минут и обратилась к Валентине Ивановне:
- Валя, а твоя очередь скоро?
- Через одного человека.
- Валя, спроси, пожалуйста, была ли сегодня Иванова Татьяна на приеме, не буду я никого напрягать, я же вижу, как вам здесь не нравится, что я намерена зайти к доктору без очереди, вы все больные, ждёте своего приёма.
- Хорошо.
Валентина Ивановна по окончании приема, как и обещала подруге, спросила у врача, была ли на приеме её дочь.
- Нет, не была.
Из поликлиники женщины вышли вместе.
Так как Валентина Ивановна спешила домой, поговорить женщины не успели, но при расставании Валентина Ивановна попросила  у  Анны Ильиничны номер телефона.
Валентина Ивановна пережила в своей жизни очень много скорбей, с возрастом стала очень сердобольной, не безразличной к чужому горю, ей всегда хотелось чем-то помочь унывающим, расстроенным; а если не помочь, то хотя бы поддержать.
- Валя, я мало кому открываю свою душу. Там столько боли накопилось, что не высказать! А зачем рассказывать, плакаться на свою судьбу? Кто поможет? Это - моё. Ты звони, конечно, но я заранее прошу тебя: не лезь, пожалуйста, в мою душу. Что посчитаю нужным, я сама расскажу. 
Женщины расстались.
Валентина Ивановна в течение полудня, пока была занята внучкой, периодически вспоминала о встрече с подругой молодости, но особо не углублялась в размышления. Как - будто отгоняла размышления до вечера.
А когда дочка забрала малышку, женщина около часа размышляла о состоявшемся утром разговоре. Она даже разговаривала мысленно с Анной Ильиничной: "Дорогая, как я тебя понимаю! Я чувствую, что ты не сказала сегодня чего-то очень важного в отношении своей дочери. Что-то неладное с ней. Не прибежала бы ты к кабинету врача, узнав, что карточку Таня не брала в регистратуре. Но, стоит ли тебе звонить? Ты дала мне понять, что это твоя боль. Я, наверное, тоже знаю эту боль! Тебя не поймут женщины, у которых выросли благополучные дети. Они думают, что это их заслуга. А если дети проблемные? Я тоже была по молодости умная, рассудительная; такой, возможно, и осталась бы, если бы моя старшая дочь Инна выросла такой положительной, как младшая, Ольга. А воспитывала то я их одинаково... Сколько слёз пролито за Инну! Сколько бессонных ночей! И ещё не факт, что всё позади. Слава Богу, что встретила хорошего человека, который после всего, что она творила, полюбил её. Только благодаря зятю она держится. Но у меня страх за неё не ушёл... Анна, почему же мне сейчас так жалко тебя? Ты сегодня была такой потерянной... 
Боль за детей... Страшно, когда они болеют: вместе с ними болеешь и ты. Мои девочки в детстве много болели. Я так ждала, чтобы они поскорее выросли! Выросли… Нет ничего страшнее для матери, чем когда дети ведут позорный образ жизни! Стыд за детей - это самый тяжёлый материнский крест! Ой, Аня, как хочется утешить тебя! Я в своё время всё переживала сама, меня некому было утешить".
На какое-то время Валентина Ивановна отвлеклась от размышлений, так как к ней забежала на минутку старшая дочь.
После её ухода, мать подошла к окну и долго смотрела вслед, приговаривая: "Инночка, моя дорогая доченька, сколько часов подряд я простаивала у этого окна, молясь о тебе Богу, и прося, чтобы Он взял тебя под Свой покров, чтобы привёл домой! Сколько же слёз пролито у этого окна! Сколько молитв вознесено! "
Ожидание
- Господи, спасибо Тебе за то, что Ты услышал меня! Спасибо, что остановил мою дочь! Прости, что я обижалась на Тебя за то, что медлил... Господи, помоги мне принять правильное решение, дай мне какой-нибудь знак. Стоит ли звонить Анне? - вступила в диалог с Богом Валентина Ивановна.
"Прочитаю вечернее молитвенное правило, и если тревога не оставит меня, всё-таки позвоню. Просто спрошу, всё ли хорошо с дочерью. Никаких расспросов, никаких углублений в тонкости"- резюмировала для себя женщина.
Помолившись, она посмотрела на часы: 20-30. Не поздно ещё. Позвоню.
- Добрый вечер, Анна! Прости, что беспокою. Боюсь быть навязчивой, но хочу узнать, всё ли хорошо с твоей Таней?
- Спасибо, Валя! Слава Богу! Она сейчас спит. Будем говорить тихо. Прости, у меня не очень много времени, я помогаю внукам учить уроки.
Валентина Ивановна сразу почувствовала, что подруга "блокируется", заранее предупреждает, что расставила "ограничители" в разговоре на тему, касающуюся дочери.
- Да, в наше время дети сами готовились к школе, учителя старались вложить в них знания, а мы только дополняли. Теперь время другое, учителя другие, и, соответственно, дети другие, - Валентина Ивановна увела разговор в другое русло.
Анна Ильинична сразу оживилась:
- Да, Валя, время теперь другое. Я так часто вспоминаю нашу молодость. Мы были более ответственными, более серьёзно относились к жизни. Я много раз задавалась вопросом: «Неужели моя мать за меня так переживала? Ну, у окна-то она точно не дежурила».
- Ой, Анечка, а ты сейчас говоришь о себе или обо мне? - Валентина Ивановна, чтобы разговорить подругу, решила намекнуть, что у неё тоже не всё гладко было с детьми.
- О себе, Валя. Я за детей переживала, теперь точно так же за внуков переживаю. Знаешь, я так давно ни с кем не общалась, а сейчас вот ты позвонила,- и, на удивление, у меня как «гора с плеч свалилась», даже появилось желание пригласить тебя к себе в гости, но со мной живёт дочка, у неё двое детей, я с ними каждый вечер учу уроки…
- А я живу одна. Старшая дочка тоже много лет после развода прожила со мной, детей, правда в первом браке не было, но зато с ней самой я горя «хлебнула» немало, теперь, слава Богу, она вышла второй раз замуж, снимают квартиру, недавно внучку родила. Теперь я могу об этом говорить, а было время, когда я оградилась от всего мира, только в церкви утешение находила. А ты, Аня, давай, приходи ко мне на чай, поговорим, я тебе обещаю: в душу лезть не буду. Я сама не люблю, когда задают вопросы, на которые не хочется отвечать. В любое время приходи, когда тебе будет удобно, я почти всегда дома, а если не будет меня, подожди, значит, я в магазин вышла. К врачу я хожу раз в месяц, за рецептом. Сегодня вот сходила, значит, пойду через месяц, - Валентина Ивановна назвала подруге адрес и на этом женщины распрощались.
Про себя же Валентина Ивановна подумала: «Ой, Аня, не мой звонок тебя ободрил, ты счастлива от того, что дочка твоя дома, что спит… Я тоже когда-то, как только Инночка переступит порог квартиры, пусть даже пьяная, - такая счастливая была. Да, «гора с плеч свалилась» у тебя…
Через три дня Анна Ильинична постучалась в дверь Валентины Ивановны.
- Привет, Валя, может я не вовремя?
- Да всё хорошо, не переживай, вовремя, заходи.
Валентина Ивановна быстренько засуетилась, накрыла стол.
В ходе чаепития женщины завели разговор на общие темы, потом перешли на внуков, на этой теме немного оживились. Причём, обе женщины почувствовали лёгкость, не напряжённость,  в общении.
- Аня, а ты тоже развелась или другая причина? Я поняла, что ты живёшь одна; когда мы разговаривали по телефону, ты сказала, что живёшь с дочерью, и ничего о муже.
- Да, развелась, по - молодости.
- Я тоже развелась, семь лет всего прожили. И до тех пор, пока не развелась моя старшая дочь, я считала, что развод - это нормально. Аня, давай выпьем по бокальчику вина. Я не пью, я вообще против спиртного, оно мне столько горя принесло, но мы понемножку.
- Ну, понемножку можно.
Разговор двух женщин, с очень похожими судьбами, перешёл в тёплое, душевное общение.
- Я, Аня, думала, что разведясь, получила полную свободу. Оно поначалу так и было: не нужно ни перед кем отчитываться: куда захотела - туда пошла, что захотела – то купила, не хочется готовить обед - перебилась чаем, дети мешают - отправила к маме. Муж у меня был не плохой, жить можно было, причина для развода у нас была банальная: не сошлись характером. Так, те характеры никто и не пытался свести. Правда, после того, как подала заявление на развод, немного устрашилась: двое детей всё-таки, одной жить не хотелось. Я очень надеялась, что муж будет просить, чтобы забрала заявление. Он не попросил. Развелись. Со временем мне мой образ жизни понравился, второй раз замуж я уже не хотела. Конечно, мужчины для общения находились. Меня всё устраивало. Зачем усложнять себе жизнь? Упрекнуть меня не в чём: я не одна такая, замужем была, дети есть. Но вот, когда моя Инна стала подрастать, - я тысячу раз пожалела, что развелась. Не с кем было горе разделить … Сама выла в подушку…

Чего моя Инна только не перепробовала, в каких компаниях только не была! И курить стала рано, и спиртное попробовала ещё в школьные годы, и дома не ночевала… В восемнадцать лет вышла замуж. Свекровь не возлюбила её сразу. Жили-то они у неё. Зятю всего девятнадцать было. Но, пока они жили в браке, мне хоть немного спокойнее было: если гуляли, то вместе. Два года они прожили и развелись. Зять ушёл в армию, Инна вернулась ко мне. И опять начался кошмар! Как только я начинала её вразумлять, так она мне в ответ: «Тебе ли меня учить? Сама где шлялась, когда нас к бабушке сплавляла?». Что ответить? Я не пила, как мне казалось, я и не гуляла, я просто отдыхала. Я считала, что имела на это полное право: мужа у меня нет, я же не монашка, чтобы хранить чистоту…  Я никому не изменяла, а то, что с чужими мужчинами, так это они предают своих жён, я же никого не предаю…
Со временем моя Инна так пристрастилась к спиртному, что для меня начался настоящий ад. Я бегала за дочкой по пятам, оберегала, покрывала, а когда она потеряла работу, я её и кормила, и одевала. А моя Инночка отоспится, оденется в новые наряды, - и опять на несколько дней пропадёт. Я «закрылась» от всех, даже от своей матери. Это же мой ребёнок! Я всё равно её любила. Это такая боль!    
Очень хотелось закодировать её. Казалось: любой ценой, - но, только бы прекратился тот кошмар! Однако, я понимала, что кодирование  работает только на страхе смерти и не решает тех психологических проблем, которые привели её к употреблению алкоголя, оно только ухудшает психическое состояние... Поэтому до этого дело у нас не дошло.
Я даже к психологу обращалась. Что она мне посоветовала? «Проблемы с алкоголем дочери - это не временные проблемы. Это - проблемы с ответственностью за всю её будущую жизнь. Но, менять она ничего не будет ровно до тех пор, пока ей в этом образе жизни будет комфортно жить. Ведь пока вы всё за неё решаете, ей не нужно думать о заработке, о том, что поесть, где жить. В ее мире есть только требования, которые вы почему-то до сих пор выполняете! Вы можете ей помочь только одним способом - передать ответственность за свою жизнь в ее руки. Перестаньте ее финансово обеспечивать, кормить, покупать вещи, и уж тем более не нужно снимать ей квартиру. Ей нужно - пусть заработает и снимет! Ей должно стать плохо во всем этом по-настоящему! Иначе так все и будет продолжаться. Вам, как матери, очень сложно это будет осуществить, но важно понять, что это - единственный возможный путь к изменениям и избавлению от алкогольной зависимости».

Что нового? Ничего! Я сама это всё понимала. Но, это же моя кровиночка! Как я могла бросить её в самый неподходящий момент?

Я скрывала своё горе, как могла. Если бы не церковь, если бы не батюшка, я не знаю, чем бы всё закончилось. Мне даже жить не хотелось. О младшей дочери я забыла. Она росла сама по себе. Слава Богу, что выросла положительной девочкой. И скажи, Аня, ведь девочки росли в одной и той же среде, в одинаковых условиях, вроде, и гены, и воспитание, и мой пример, пусть даже не положительный, но для обеих одинаков, - а какие разные выросли… Сейчас, правда, слава Богу, у нас всё хорошо. Но, я не успокоилась. Я уже «приросла» к церкви. Конечно, сейчас молитва не та, но я благодарна Богу за то, что Он подарил нам шанс. Я теперь обязана жить благочестиво, безропотно нести свой крест, и постоянно напоминать своим внучечкам, что они сами творцы своих судеб. Не дай Бог им повторить наши с дочкой судьбы!
У младшей дочери тоже не всё гладко в семье, но я прошу, чтоб она хранила свой брак.
Моя мама умерла, так и не увидев мою старшую дочь счастливой. Она, конечно, горевала, но мы настолько отдалились друг от друга из-за моей трагедии, что ни разу с ней и не поговорили по душам.
- Слушаю тебя Валя, и думаю: как хорошо, что я в тот день повстречала тебя в поликлинике. Ведь я уже была на грани отчаяния. Моя Танька сейчас запила. Она год назад развелась. У зятя появилась любовница. Они скандалили, скандалили… Танька очень переживала, всё прибегала ко мне за утешением, плакала… Я, конечно, на её стороне была, жалко мне своего ребёнка. Я её и поддерживала, и успокаивала, и часто уговаривала остаться у меня переночевать. Мол, пусть зять понервничает, пусть тоже приревнует…
Их дети несколько раз даже ночевали  одни в квартире.
После развода и дочку, и внуков я забрала к себе. Я ещё и заявления с клеветой на зятя писала: боялась, чтоб дети с ним не остались. Что люди скажут? Ведь это тоже пятно на дочку.
А теперь, когда моя Таня связалась с пьющей компанией, я тысячу раз пожалела, что помогла им развестись. Ведь зять не ушёл к любовнице. Он живёт в квартире, много раз просил, чтобы я детей отдала ему. За Таню он не борется. Зачем ему такой позор? Он на руководящей должности работает.
Я сегодня послушала тебя и задумалась: ведь я никогда не жалела о своём разводе. Ты вот осознала, что допустила ошибку. А я до сегодняшнего дня считала, что поступила правильно. Мой муж выпивал. Мы много ругались. Я впервые за всё время после нашего развода подумала сегодня о его матери. Она ещё жива, ей давно исполнилось восемьдесят лет, наверно, скоро уже девяносто.
Как она переживала за него, как просила меня, чтобы мы не разводились! А я жаловалась на него, ещё и упрекала её за неправильное воспитание. Помнится,  как сказала ей такие слова: «Вы разбаловали своего сыночка, вам хотелось бы, чтобы я осталась ему нянькой, а моя мама отдала меня замуж, а не нянькой для вашего сыночка, она тоже хотела бы, чтобы я была счастливой».
У свекрови тогда слёзы  покатились градом... Но она ничего мне не ответила.
Мой Николай не спился без меня. Женился. Двое детей родили. Живут в другом городе. О Тане, я думаю, он ничего ещё не знает.
- Знаешь, Аня, я так завидую тем, кто до старости прожил жизнь в браке! Наверное, у них тоже всё было в жизни, но дал же им Господь ум прощать друг друга. У них и горе пополам...
Пожилые супруги

- Да, например, моя сестра в молодости жила очень не сладко. А как я завидовала им, когда они праздновали тридцатилетний юбилей совместной жизни! У них дети, внуки, сватья… Все такие дружные! Они всё забыли!
Зазвонил телефон.
- А сколько уже времени?
- Ой, Валя мы так засиделись! Я забыла, что меня внучки ждут. Я так расслабилась. Прости меня, Валя, побегу. Хоть бы Таня была дома!


Скорби. Судьбы. Как под копирку.



    На страницах моего блога вы найдёте много рассказов, которые затронут глубины вашей души.
Кликнув по картинке ниже, - вы перейдете в новый рассказ:
Почитайте,пожалуйста, рассказы:


Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:



____________________________________

Вера Перегудова - ПОЗДНЕЕ ПОКАЯНИЕ
Ссылка на стих: https://holypoem.com/6125

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога