С учётом сложившихся обстоятельств
семейной жизни, по милости Божьей, я очень часто посещаю
Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь.
Не
так давно у меня состоялся разговор с женщиной, которая очень сокрушалась о
том, что в настоящее время в миру мало хороших парней, девушкам не за кого
выходить замуж, не от кого рожать детей, а положительные парни уходят в
монастыри.
Вторым вопросом нашей
дискуссии стала проблема потери монастырями своей таинственности. Женщина
возмущалась, что о монахах много пишут, о них снимают фильмы, что монашеская
жизнь теперь не является тайной, о жизни монахов могут узнать все, кто
пожелает. Современные монахи имеют сотовые телефоны, много времени проводят в
интернете, управляют транспортом и т.д.
Женщина была уверена,
что теперь в монастырях нет подвижников, нет настоящих молитвенников.
Поле того, как я стала
защищать монашество, она упрекнула меня в том, что у меня взрослые сыновья, что
у меня есть внуки и поэтому я не задумываюсь о продолжении рода. (Как
оказалось, у неё дочка не замужем, ей уже исполнилось тридцать восемь лет).
- Вы представить не можете, какая это
боль, наблюдать за своей примерной дочерью, насколько она несчастна, как
одинока. Она с детства была очень домашней, мечтала о большой семье, её любимой
игрой была игра в куклы, в «дочки-матери». Ей уже тридцать восемь лет, а она до
сих пор не реализовала свои материнские мечты. Я вижу, как она переживает.
Недавно попросила у меня прощения, что мои ожидания, в плане замужества, не
оправдывает. Ведь у многих её сверстниц дети уже взрослые, - сокрушалась женщина.
- Я согласна, что это больно. Мы все
мечтаем видеть своих детей счастливыми, меня тоже в церковь привели скорби о
детях. Может быть, наша беда в том, что мы, мечтавшие видеть своих детей
успешными, несчастны от того, что они не достигли определённой планки,
поставленной нами цели. Возможно, наши дети в том состоянии, в котором они
живут, вполне счастливы, это нас не устраивает их жизнь, это мы несчастны -
порассуждала я.
- Да вы что! Моя дочка не
ощущает себя счастливой! Она недавно завела со мной разговор на эту тему, пожаловалась, что ей не
комфортно в этом мире, сказала, что собирается в отпуске поехать в монастырь, чтобы
пожить там, а если ей там понравится, то она уволится с работы и останется на
некоторое время, чтобы присмотреться к жизни монахинь.
Вот, не становились бы эти
парни монахами, женился бы который из них на моей дочери, не страдала бы она так!
Какая бы матушка из неё получилась!
Возможно, я ответила ей бестактно, но я
сказала:
- А почему вы решили, что именно из
монахов кто-то мог бы быть мужем для вашей дочери, в мире очень много женщин- монахинь, они тоже
могли бы быть чьими-то жёнами. Но они сами не захотели супружества, решили
служить Богу… У каждого своё понимание счастья.
- Понимаете, моя дочь безупречна, поэтому
она не смогла связать свою судьбу с теми мужчинами, которые пытались завести с
ней отношения. Я с самого детства любила её безусловной, безоглядной любовью,
просто очень сильно любила. Это дало ей огромный потенциал в жизни, она всё
время опираюсь на эту любовь и старалась не разочаровать меня, она всегда была
лучшей среди своих сверстниц. Никто больше не любил её настолько сильно,
мужчины, с которыми она встречалась, не давали ей той уверенности в жизни,
уверенности в себе, которую она получала от моей любви. Не нашёлся достойный её
мужчина. К сожалению, мне уже много лет, придёт время и меня не станет. Я
боюсь, что именно это стало причиной того, что она приняла решение уйти в монастырь.
Мне кажется, что в монастыре она просто «загубит» свою жизнь, ведь там нет
возможности реализовать свой потенциал. Мне так болит за неё душа! Какие сейчас
монастыри? Какие сейчас монахи? Уйти в монастырь в наше время - это просто обнулить
свою жизнь!
- Конечно, матерей, у которых единственный
сын или единственная дочь, и они стали монахами, понять можно. Ведь все мамы
мечтают о внуках… Не переживайте вы так... Ведь монахиней в одночасье стать
невозможно. Это осознанный и очень длительный путь, - посоветовала я этой женщине
при расставании. - До момента полного ухода в монастырь молодые (и не молодые)
люди проводят там какое-то время. Кто-то ездит на лето трудником или берет
отпуск и приезжает в монастырь просто помолиться. Кто-то регулярно ездит в
паломничества, живёт в монастырях по несколько дней пару раз в году. Некоторые
проводят много лет в послушниках, а потом, поняв, что понести монашеский подвиг
не в состоянии, всё-таки возвращаются в мир. Пока ваша дочь не принесет монашеские
обеты, она будет оставаться свободной и сможет в любой момент передумать и
покинуть монастырь.
- Вы хотите сказать, что
она сможет провести какую-то часть жизни в монастыре, но, с окончательным
выбором может определиться через несколько лет?
- Да. Стандартный путь стать
монашествующим такой: желающие принять постриг в монастыре сначала приходят
туда просто трудниками, то есть бесплатными работниками, которые просто живут
при монастыре. Они стараются показать себя с положительной стороны, потом объявляют
о своем намерении принять монашество игумену или игуменье монастыря, которые с этого
момента начинают присматриваться внимательнее к кандидату.
Через некоторое время даётся благословение
на ношение подрясника. С этого момента будущий монах становится послушником.
Послушник начинает выполнять монашеское правило, живет по одним правилам с
монахами.
На этом этапе еще можно передумать и вернуться в мирскую
жизнь без всяких последствий.
- Спасибо! А я думала, что обратной дороги уже не будет. Мне довелось посмотреть
несколько фильмов о жизни в монастыре. Это же сплошная скука!
- Я так и подумала, что ваши представления о монастырях,
скорее всего, сформировались из чтения художественной литературы или просмотра
кинофильмов. Причем, в большинстве своем, западных, т. е. повествующих о жизни
католических монахов. Православное монашество сокровенно, не спешит открывать
своих тайн первому встречному. Поэтому в художественной литературе, за очень
редким исключением, отсутствуют достоверные образы православных иноков.
Духовную же литературу, повествующую о монашеской жизни, написанную самими
иноками, Вы, скорее всего, не читали. А если и читали, вряд ли Вам смогли
правильно понять то, что там написано. Если бы ваша дочь знала, что такое
современный женский монастырь, не в ее мечтах, а на самом деле, - она бы вряд ли
захотела решить свои жизненные проблемы путем поступления в него.
- Я осторожно пыталась посоветовать ей завести себе ребеночка.
Пусть даже через искусственное оплодотворение. Ну, а что делать, если не хватает
хороших мужчин? Их вообще меньше, чем женщин. В мою молодость была популярной
такая песенка: «Стоят девчонки, стоят в сторонке. Платочки в руках теребят.
Потому что на 10 девчонок, по статистике 9 ребят». К сожалению, статистика с
того времени лучше не стала.
- Ну, это уж точно решать не нам с вами, а ей самой.
Что же касается того, что
вы говорите, что изменились ли монашествующие, то я глубоко уверена, что нынешние монахи ничем не отличаются
от монахов прошлых веков. То, что у них улучшились бытовые условия, нас
смущает. А то, что мы, в миру, живём, в отличие от мирян прошлых веков, в очень
комфортных, можно сказать, роскошных условиях, - считаем нормой.
Выросло уже целое поколение людей,
крещеных в младенчестве и с молоком матери впитавших веру, с самого раннего
детства исповедующихся, причащающихся. И эти люди, взрослея, имеют возможность
задумываться о выборе жизненного пути не под влиянием чувств, пусть даже самых
чистых, а, наблюдая за жизнью монастырей, видя настоящих монахов, общаясь с
ними.
Мне кажется, что наше время замечательно
тем, что, благодаря Интернету, и о проблемах монастырской жизни можно составить
представление, оно, конечно, поверхностное, но все же представление.
Современные монахи, хотя и имеют некоторые
отличительные особенности, не перестают быть монахами. Если они разговаривают
по мобильному телефону, пользуются Интернетом, водят автомобили, или даже
участвуют в концертах, конкурсах, они, по-прежнему, остаются любимыми детьми
Бога.
То, что их жизнь теперь не является тайной
за семью печатями, и об их проблемах могут узнать все, кто этого захочет, не
меняет сути монашеской жизни. Ведь, как и в былые века, не изменились
монашеские обеты.
По-моему, нынешнее время требует от тех,
кто выбирает этот узкий путь, ещё большей жертвы, чем в далекие времена.
Во-первых, монашество - это более
спасительный путь для души. Во-вторых, монастыри - это острова спасения для
нас, мирян.
Я не пытаюсь убедить вас в
том, что спасти душу можно только в монастыре. Нет. Любую мать большой многодетной семьи, если
эта семья живет в счастье, вере и любви, в согласии, лично я, считаю святой
женщиной, даже если она не молится, не исповедуется, не причащается.
Рассуждая на эту тему, мне захотелось отметить,
что наблюдая за людьми, избравшими монашеский путь, я заметила, что они все очень
красивы и внутренне и внешне.
Фото игумена Евсевия с церемонии награждения. Он удостоен премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение". |
Т.е. слайд-шоу опубликовано на другой страничке.
На страницах моего блога вы найдёте много рассказов, которые затронут глубины вашей души.
Для того, чтобы увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.
Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:
Для того, чтобы увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.
Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:
Спасибо за мудрый рассказ.
ОтветитьУдалить