! Сегодня

Такая нелёгкая материнская доля…


Слёзы матери
Материнская доля

- У меня раньше сердце разрывалось на части от того, что моя Катя не может выйти замуж, я так завидовала её подругам, которые давно познали и радость замужества, и радость материнства. Ведь я сама, когда прокручивала свою прошлую жизнь, понимала, что ничего более значимого в моей жизни, чем рождение моей дочурки, не было. Как и все мамам, мне хотелось, чтобы моя дочь была счастлива в браке.

     Однако, в последние годы (Кате уже исполнилось тридцать три года), я, то ли смирилась, то ли поняла, что она сама не стремится к семейной жизни, - я почти перестала об этом беспокоиться. Я вижу, что она счастлива, она ведь поглощена работой: занята наукой, она все дни, а то и ночи проводит в лабораториях. Нынешний её статус вызывает у меня не только умиление и радость, но иногда даже гордость. Если она счастлива, если не хочет выходить замуж, то зачем я буду заставлять её?  Или зачем горевать о том, чего нет, и чего не может быть. Некоторые её однокурсницы уже успели по два раза развестись.

- Да Вера, во время нашей молодости устроить свою судьбу было намного проще. Сам мир был устроен проще, чем сейчас. Любой девушке для счастья нужно было обязательно выйти замуж, родить ребенка и, конечно же, научиться готовить вкусный борщ. Все остальное: работа, карьера, хобби, отдых, друзья - это тоже, конечно, было важно и нужно, но без замужества и материнства не могло быть даже речи о женском счастье. Остаться в старых девках, быть никому не нужной, одинокой и старой – такое будущее казалось настоящей страшилкой. Такой судьбы боялись, поэтому семейные пары складывались достаточно быстро. Мы выскакивали замуж в семнадцать-восемнадцать лет, а рожали уже в девятнадцать - двадцать один год. Рожать после тридцати лет считалось уже поздно. Особого поиска мужа ведь на самом деле и не было. Только возраст подходит, - и мы начинали задумываться о семье.
Кто на работе, кто на танцах, кто-то в институте, а если девушка по характеру тихоня, - то часто получалось по знакомству, - находили суженого, а там дело резко шло к свадьбе. И не всегда это была большая любовь. У многих – это было согласие на то, что подошло время создавать семью - вступила в разговор Татьяна.
- А я теперь решила: если моя дочь замужеству предпочитает строить карьеру и получает истинное удовольствие от продвижения вверх по службе, то почему бы не позволить ей сделать это? Теперь умные, независимые и успешные женщины не хотят терять свободу. Ведь нынешний мир дает людям намного больше возможностей для счастья, чем было у нас. Изменились ценности.
Мария Ильинична, женщина преклонных лет, глубоко вздохнула и грустно сказала:
- По сути, никакие ценности не меняются. Меняется наше сознание, меняется отношение к проблеме. Не было и нет ничего важнее семьи и семейных ценностей.
Ты, Вера, поняла, что ничего изменить не можешь, не в твоих это силах, вот и смирилась. Но твоя проблема - не такая уж и проблема. До сорока лет твоя Катя ещё может встретить мужчину, ещё и внуков тебе нарожает. Я уверена, что внутренне, именно этим ты и тешишь себя.
Ведь, что ни говори, но продолжение рода и сохранение семейного очага - это главные предназначения женщины. Без удовлетворения этих естественных потребностей женщина не может быть счастлива. Не верю, что ты навсегда смирилась с мыслью, что твоя доченька может навсегда остаться одной, а ты так и не дождёшься внуков.
Может, я грубо сказала. Прости, я, наверное, тебя обидела.
Но, вообще, я хочу развить мысль о другом. Любое горе, если оно длится много лет, притупляется в восприятии. Душа, что ли, с ним сживается? Я на себе испытала. О моих скорбях говорить не хочется. Но вы сами знаете мою боль. (У Марии Ильиничны оба сына пьют).
Та проблема, с которой я живу столько лет, с каждым годом только усугубляется. Разве с ней можно смириться? Нет. Но так горевать, как я горевала десять - пятнадцать лет назад, я уже не могу. Я растратила силы, которые раньше помогали мне справляться с болью. Страдать - это тоже труд, и прежде всего - духовный.
Даже народная мудрость говорит, что разделенное горе – это полгоря. А мне его делить было не с кем. Когда невыносимо болела душа, хотелось выговориться, выплакаться, хотелось, чтобы выслушали, утешили, подарили надежду. О моей боли мало с кем поговоришь. Чаще осуждали и меня, и моих детей.
Недавно соседка вспоминала моих сынишек в детстве. Рассказывает:
«Женька надел дедушкину фуражку, взял игрушечный автомат, пришел к нам во двор, спрятался за куст сирени и - следит за прохожими.
На мой вопрос, что он там делает, ответил: «Я, тётя Шура, свой дом охраняю от цыган. Я - военный офицер».
А Витька в это время выскочил на улицу с детским велосипедиком в руках, так Женька забросал его камушками. Это значит – гранатами стрелял во врага. А теперь, Маня, твой военный офицер из запоя не выходит».
Как ножом по сердцу!
Я ли не мечтала, что буду гордиться своими сыновьями! Я ли не ласкала их, я ли не оберегала!  Я ли плохому их учила? Я старалась, как и любая мать, сделать всё возможное и невозможное для своих детей. Я для них была строгой и требовательной мамой. А сколько я по больницам с Витькой попомыкалась! Думала ли я, что то здоровье, которое я так оберегала, он будет так беспощадно гробить…
Сколько слез я пролила, переживая эти ситуации, какой стыд и позор!
В моём горе меня некому утешить. Конечно, я теперь осознаю, что моя жизнь, - это мой крест. То ли за грехи, то ли для спасения души. Вот, когда я стала в церковь ходить, немного полегчало. Хотя, если хорошо углубиться в рассуждения, то и тут тешить себя нечем. Теперь у меня добавились новые переживания: с какими же тяжёлыми грехами и в каком виде предстанут мои дети перед Господом.
Про врачебную помощь даже слышать не хотят (у обоих присутствует какая-то глупая отговорка – они не хотят показываться врачам в таком виде, чтобы их на наркологический учёт не поставили. На них же со стороны все смотрят, как на ничтожества. А для меня это дети. Сердце разрывается от мысли, что они погибают. Что делать не знаю. В пьяном виде оба агрессивны.
Если раньше я мечтала, чтобы женились, надеялась, что исправятся, то теперь это уже просто не реально. Никто за них не пойдёт. Наоборот, теперь боюсь, чтоб с такой же, как сами, не связались.
После таких горьких рассуждений Марии Ильиничны - тишина.
«Невыплаканная, неразделённая боль в душе, тоска и печаль в бездонных глазах, грусть в голосе… Такая нелёгкая материнская доля…» - думалось мне…
Тишину нарушила Татьяна:
- Сегодня мир и традиции изменились с точностью до наоборот. Это - жизнь в мире иллюзий. У девушек  теперь королевские амбиции, завышенные требования к мужчинам. Ведь нет ни одного претендента, кто мог бы соответствовать таким высоким требованиям и стандартам, какие ставят, например, девушки - карьеристки. А вышла бы, например, твоя Таня, замуж в 20 лет за Женьку, взяла бы его в оборот, родила бы детей, и не скатился бы он так. Ведь какой рукастый парень был! Из-за своих мастеровитых рук и спился. Он же и техникум закончил... А не устроилась вовремя судьба - вот и вернулся к матери в деревню. Деревня его и загубила.  Ведь в умирающей деревне молодые, работящие, мужчины наперечёт. Старикам трудно вести хозяйство, - вот и их зовут на помощь. А расчёт какой? Водка! Загубили парни свою жизнь этой водкой. Один Бог знает, кого Он строже накажет: тех женщин, которые за помощь рассчитывались с ними водкой, или этих бедолаг-пьяниц?!
- А ты бы, Таня, свою дочку замуж отдала за пьющего парня ?
- Так они ж не стали пьяницами в 20 лет! А мой зять тоже неплохо выпивает. Просто за Иркой не так видно. Но моя дочка не хочет повторить мою судьбу. Она хочет растить своих детей в полной семье, держит его « в ежовых рукавицах».
От слов Татьяны Вера пришла в ярость:
- Давайте прекратим эти глупые рассуждения. Начинали «за здравие», закончили - «за упокой»! Не нужно "пристраивать" мою Катьку, и без ваших советов обойдёмся!
- Верочка, прости ты нас! Таня просто хотела хоть какие-то слова подобрать, чтоб немного утешить меня. У тебя очень замечательная дочка. Она обязательно устроит свою судьбу. Конечно, она не "ровня" моим сыновьям. Она встретит достойного человека.


Похожий рассказ по ссылке ссылке   (кликните по сиреневому окошку)
А также рассказ "Щемящее одиночество"- здесь  здесь

Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже , проставьте отметку затронул ли Вас рассказ, подпишитесь на мой блог и т.д.

В моём блоге вы можете почитать рассказы о жизни людей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, об их опыте преодоления скорби, о пути к Богу.

    Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:


Напоминаю, для того, чтобы увидеть полный дизайн и содержание блога, необходимо перейти в веб-версию:
(на мобильных телефонах, перейдя на веб-страницу, для перехода в веб-страницу - нужно пролистать вниз все рассказы первой страницы блога и внизу кликнуть "открыть веб-версию")

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога