! Сегодня

Душа тоскует от потери

 

   Сегодня воскресную службу в нашем храме совершал новый священник.

   Конечно, всё было, как всегда: паломники, исповедники, причастники.
    Однако, у меня, в глубине души, чувствовались ностальгические нотки…, некий надлом.
    Все дело в том, что в монастыре сложилась многолетняя практика, в соответствии с которой воскресные богослужения всегда совершал игумен монастыря, ныне - епископ Евсевий.


    Я привыкла к его проповедям, я любила посещать беседы, которые он проводил каждое воскресенье после службы, я любила, как он говорил,  внимала тому, что он говорил. Каждое его слово,  обращенное непосредственно к слушателю, - не к безликой толпе, а конкретно к каждому, - западало в мою душу. (Ведь иногда бывает так, что священник говорит мудро, поучительно, его внимательно слушаешь, а приходишь домой, тебя спросят, о чем была проповедь, - а ты затрудняешься вспомнить, хотя слушал внимательно.)
    Так вот беседы, выступления, проповеди отца Евсевия запоминались всегда, причем, надолго. Его слова убедительны сочетанием точности формулировок, он говорил о том, что пережил сам, в соответствии с собственным внутренним опытом. Его проповеди призывали к очень глубокому, трезвому осмыслению веры и к ответственной жизни по вере.
  Признаюсь честно, у меня сформировалась определенная духовная и душевная привязанность к бывшему игумену монастыря, и моя душа пока не готова принять нового игумена. В трудные периоды жизни я получала от отца Евсевия только тепло: он всегда утешал, улыбался, подбадривал добрым словом. 
    У него есть потрясающий дар слушать людей. Любой проникался его открытым участием. Он имеет  много талантов: он владеет искусством иконописи, имеет дар слова, дар красивейшего голоса, дар молитвы. Отец Евсевий сам составил акафист Елисею Лавришевскому, а также службу этому святому.  
  Он любит людей, любит церковь, любит Христа, любит богослужения. Конечно, всё это он продолжит на новом месте своего служения. Но, нам его будет не хватать.

Епископ Евсевий (Тюхлов)

    Умом я понимаю, что все промыслительно, что новый игумен, скорее всего, добрейшей души человек, что мы привыкнем к нему и тоже со временем полюбим. По крайней мере, он произвел на меня хорошее впечатление.
   Но! Я убеждена:  как прежде, уже не будет. А если и будет, - то не сразу.  Должен быть какой-то реабилитационный период
    Возможно, виной всему моё неправильное выстраивание отношений между мной и пастырем: я с самого начала внушила себе, что этот человек имеет нечто большее, чем другие священники. Я имею в виду не только его духовный опыт и мудрость, но и чисто человеческие качества: доброта, терпимость, снисходительность.
    Я очень благоговейно всегда к нему относилась.
 Мне кажется, что многие паломники и насельники монастыря полюбили отца Евсевия, как духовного отца. Если у моих читателей  появились недоумения, мол, «что значит: полюбили?». То поясняю, что я имею в виду христианскую любовь. Эта любовь похожа на ту, которую имеют дети к своему отцу. Но, если любовь к родному отцу, -  безусловная, то, любовь к духовнику – это следствие его самоотверженного служения ради Христа.
     Это – такие отношения, когда видишь в священнике посланного Богом учителя в духовной жизни. Это - когда перед ним хочется смиряться, учиться, слушаться, когда есть готовность потерпеть даже суровое научение, строгий выговор, когда есть вера в то, что духовник тебя любит, о тебе молится, думает, и совершенно при этом не обязан тебе ничем: не обязан вести с тобой "приятные" беседы, не обязан прощать твои грехопадения, или что-то ещё в этом роде.
     Мне сегодня вспомнился случай примерно пятилетней давности. Одна молодая женщина однажды сказала мне:
     - Кажется, у меня к батюшке появляется духовная привязанность, я поняла, что полностью доверить свою дальнейшую жизнь я могу только ему, мне очень хочется жить под его руководством. Наверное, это из-за того, что он – единственный человек, который меня внимательно, не перебивая, выслушивает… Это очень редкое качество для мужчины. Ведь большинство священников, выслушивая наши исповеди, сказали бы, что всему вина наша женская эмоциональность. Когда я приезжаю в монастырь, я стараюсь не подходить к нему, чтобы не злоупотреблять его гостеприимством, отнимая у него драгоценное время. Но, я наблюдаю, как он общается с другими. Я заметила, что он строг к себе и необыкновенно терпелив и ласков ко всем окружающим.
   Теперь, спустя годы, пережив расставание с духовником, я поняла, что я сама имею почти такую же привязанность. Но, я понимаю, что это - не просто чеоловеческая симпатия. Это – нечто большее! Это - действительно,  полное доверие!
      Вернусь к сегодняшнему богослужению.
     По окончании службы некоторое расстояние от храма мы прошли с двумя паломницами, которые в течении последнего года часто приезжали в монастырь именно по причине того, что им понравился игумен монастыря – отец Евсевий: добрый, отзывчивый, внимательный...
   И вот обсуждая события последних времен, одна из них сегодня сказала:
    - Я заметила, что некоторые люди очень стремились наладить с отцом Евсевием дружеские, отношения, которые со стороны могли бы расцениваться неоднозначно. Однажды я заметила, как одной из работниц монастыря было обидно, почему он прошёл мимо неё, и даже кратко не поговорил, в то время, как с другой поговорил долго…
      На что Татьяна ответила:
   - Меня тоже напрягали эти «навязывания» себя… Я однажды услышала, как одна женщина говорила, что игумен – друг их семьи. Если говорить о близком общении с духовником, то, по моему мнению, неприемлемо священника считать другом семьи. Не нужно, чтобы он был визитером дома, постоянным спутником в паломнических путешествиях и т.д. В силу того, что церковная жизнь и так предполагает ситуации общения вне богослужения (общение в воскресных школах, культурные мероприятия, послушания и т.д.), то своего рода дружеское общение, конечно, имеет место быть, но, если желание пообщаться со священником вне службы становится важнее стремления пойти в храм на службу, - то здесь нужно сказать себе «стоп»! То есть, я считаю, что духовник не может быть другом семьи, в полном смысле этого слова.
    - Я полностью с тобой, Таня, согласна,  – вступила в разговор я.
  - Мария, Галя, вы преувеличиваете! Священник может иметь дружеские отношения с прихожанами. Отец Евсевий для многих семей, по-моему, стал другом. Для семейных пар это общение вряд ли вредило. Хотя, вы правы: девушек и одиноких женщин, которые искали с ним, как духовного, так и душевного, общения, - его некая отстраненность, возможно, немного смущала или обижала.

       - Галя, безусловно, отец Евсевий, а  ныне - владыка Евсевий, живой человек, возможно, ему не всегда удавалось отказаться от "навязываемого" дружеского общения,  но, определенный «заслон» в общении с духовными чадами он всё же выставлял всегда. Во всяком случае, с большинства насельниками и паломниками он хранил дистанцию: не потакал разным прихотям, по необходимости был строгим, решительным и кратким в общении с «навязчивыми» людьми. Он не «выяснял отношений» с теми, кто не был удовлетворен службой, проповедью, или исповедью.
     - Мария, и все же было заметно, что к некоторым людям у батюшки было более снисходительное отношение. Конечно, как священник, он хорошо осознавал, что далеко не все его духовные чада живут подлинной духовной жизнью, стремятся к спасению своей души, очищению ее от страстей. Ведь многие к нему «прилеплялись» лишь потому, что рядом с ним можно было отогреться. Они приезжали в монастырь, оставались здесь на определенное время, потому что просто рассчитывали встретить здесь человеческое участие, внимание, а иногда и материальную поддержку.
  Переезжая в монастырь, они не стремились к постнической монастырской жизни, они просто  преследовали цель  жить под "крылышком" отца Евсевия. Для того, чтобы заполучить его доброе расположение к себе, - они жаловались ему на свою неустроенность, «выплакивали» у него всепрощение, заботу, а, он, по своей доброте, жалел их, оберегал от житейских трудностей, проще говоря, - некоторые люди годами жили в монастыре, «купаясь» в любви игумена… Такие отношения не полезны для спасения души.   
   - Не знаю, Галя, кого ты сейчас имеешь в виду. Я, по своей греховности, тоже иногда замечала какую-то фальшивость в отношениях людей к отцу Евсевию... А, может, мне только казалось... Скорее всего, это были мои домыслы... 
    К примеру, мы тоже много лет живем при монастыре. На своем примере я понимаю, что у меня образовалась сильная привязанность к отцу Евсевию, не только как к священнику, но и как необыкновенно чуткому человеку. Наверное, я тоже грешила, пользуясь его добрым отношением ко мне. 
    Мне, если честно, сейчас  очень трудно переживать расставание. Но, я благодарна Богу за то, что в моей жизни встретился такой человек. Я даже благодарна этому расставанию: оно обнажило мою привязанность, о которой я и не догадывалась.
  - Мария! Время и расстояния лечат! Полюбим нового! Мне очень понравился будущий игумен: и приятный, и добрый, и умный, и, по-моему, в меру строгий. Мы очень быстро  привяжемся к нему. Я на исповедь к нему сегодня сходила. Я на себе почувствовала его требовательность к соблюдению церковной дисциплины. Он наведет порядок в монастыре! - воскликнула Галина.
    - Свою привязанность к отцу Евсевию я расцениваю, как неизбежную плату за его хорошее отношение ко мне. Но, Галя, мне точно известно, что время не лечит, оно лишь притупляет. Мне запомнились слова из книги французских психологов: «Пустота из-за потери не может быть заполнена».  Это нормально, что душа тоскует от потери… Тоска - это одно из самых таинственных действий души. Суровая реальность такова, что пережить любую потерю можно, лишь болея, то есть, ощущая эту потерю.
      Я понимаю, что нового игумена нужно принять. Я вижу, что он тоже очень душевный человек. Просто лично для меня он не заменит отца Евсевия.
    А о каком порядке в монастыре ты, Галя,  говоришь? Здесь всегда был порядок. Всё выстраивалось на христианской любви, на понимании чужих немощей. 
  - Представляешь, Мария, как тебе было бы неловко, если бы иеромонах Аристарх узнал, что ты отторгаешь его, не принимаешь душой…
    - Я не отторгаю его. Я беру паузу… Уважать его, как духовное лицо, я конечно, буду.  Отец Аристарх опытный пастырь, и если бы он узнал о моём душевном состоянии, то он должен был бы одобрить мою привязанность к духовнику. Ведь под его духовным руководством тоже были чада, на которых он тратил свои время и силы, помогал им в самые трудные моменты жизни… Вот  сейчас он переехал к нам… И что? Его духовные чада должны теперь с легкостью доверить свои души другому священнику?
Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, проставьте отметку затронул ли Вас рассказ,  подпишитесь на мой блог и т.д.
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни, об опыте преодоления скорби, о пути к Богу, о паломничестве в Лавришевский монастырь.

Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:
 





Для того, чтобы  увидеть полный дизайн блога и получить доступ ко всем активным окошкам блога, - необходимо перейти в веб-версию.

Для перехода в веб-версию - нужно пролистать вниз все рассказы экрана телефона и под синим окошком Главная страница кликнуть  по окошку "Открыть веб-версию", (на экране телефона это выглядит так, как на фото внизу):
Веб-страница выглядит так, как на фото ниже:


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога