Сегодня воскресную службу в нашем храме совершал новый священник.
Конечно, всё было, как всегда: паломники, исповедники, причастники.
Однако, у меня, в глубине души, чувствовались ностальгические нотки…, некий надлом.
Все дело в том, что в монастыре сложилась многолетняя практика, в соответствии с которой воскресные богослужения всегда совершал игумен монастыря, ныне - епископ Евсевий.

Я привыкла к его проповедям, я любила посещать беседы, которые он проводил каждое воскресенье после службы, я любила, как он говорил, внимала тому, что он говорил. Каждое его слово, обращенное непосредственно к слушателю, - не к безликой толпе, а конкретно к каждому, - западало в мою душу. (Ведь иногда бывает так, что священник говорит мудро, поучительно, его внимательно слушаешь, а приходишь домой, тебя спросят, о чем была проповедь, - а ты затрудняешься вспомнить, хотя слушал внимательно.)
Так вот беседы, выступления, проповеди отца Евсевия запоминались всегда, причем, надолго. Его слова убедительны сочетанием точности формулировок, он говорил о том, что пережил сам, в соответствии с собственным внутренним опытом. Его проповеди призывали к очень глубокому, трезвому осмыслению веры и к ответственной жизни по вере.
Признаюсь честно, у меня сформировалась определенная духовная и душевная привязанность к бывшему игумену монастыря, и моя душа пока не готова принять нового игумена. В трудные периоды жизни я получала от отца Евсевия только тепло: он всегда утешал, улыбался, подбадривал добрым словом.
У него есть потрясающий дар слушать людей. Любой проникался его открытым участием. Он имеет много талантов: он владеет искусством иконописи, имеет дар слова, дар красивейшего голоса, дар молитвы. Отец Евсевий сам составил акафист Елисею Лавришевскому, а также службу этому святому.
Он любит людей, любит церковь, любит Христа, любит богослужения. Конечно, всё это он продолжит на новом месте своего служения. Но, нам его будет не хватать.
![]() |
Епископ Евсевий (Тюхлов) |
Умом я понимаю, что все промыслительно, что новый игумен, скорее всего, добрейшей души человек, что мы привыкнем к нему и тоже со временем полюбим. По крайней мере, он произвел на меня хорошее впечатление.
Но! Я убеждена: как прежде, уже не будет. А если и будет, - то не сразу. Должен быть какой-то реабилитационный период…
Возможно, виной всему моё неправильное выстраивание отношений между мной и пастырем: я с самого начала внушила себе, что этот человек имеет нечто большее, чем другие священники. Я имею в виду не только его духовный опыт и мудрость, но и чисто человеческие качества: доброта, терпимость, снисходительность.
Я очень благоговейно всегда к нему относилась.
Мне кажется, что многие паломники и насельники монастыря полюбили отца Евсевия, как духовного отца. Если у моих читателей появились недоумения, мол, «что значит: полюбили?». То поясняю, что я имею в виду христианскую любовь. Эта любовь похожа на ту, которую имеют дети к своему отцу. Но, если любовь к родному отцу, - безусловная, то, любовь к духовнику – это следствие его самоотверженного служения ради Христа.
Это – такие отношения, когда видишь в священнике посланного Богом учителя в духовной жизни. Это - когда перед ним хочется смиряться, учиться, слушаться, когда есть готовность потерпеть даже суровое научение, строгий выговор, когда есть вера в то, что духовник тебя любит, о тебе молится, думает, и совершенно при этом не обязан тебе ничем: не обязан вести с тобой "приятные" беседы, не обязан прощать твои грехопадения, или что-то ещё в этом роде.
Мне сегодня вспомнился случай примерно пятилетней давности. Одна молодая женщина однажды сказала мне:
- Кажется, у меня к батюшке появляется духовная привязанность, я поняла, что полностью доверить свою дальнейшую жизнь я могу только ему, мне очень хочется жить под его руководством. Наверное, это из-за того, что он – единственный человек, который меня внимательно, не перебивая, выслушивает… Это очень редкое качество для мужчины. Ведь большинство священников, выслушивая наши исповеди, сказали бы, что всему вина наша женская эмоциональность. Когда я приезжаю в монастырь, я стараюсь не подходить к нему, чтобы не злоупотреблять его гостеприимством, отнимая у него драгоценное время. Но, я наблюдаю, как он общается с другими. Я заметила, что он строг к себе и необыкновенно терпелив и ласков ко всем окружающим.
Теперь, спустя годы, пережив расставание с духовником, я поняла, что я сама имею почти такую же привязанность. Но, я понимаю, что это - не просто чеоловеческая симпатия. Это – нечто большее! Это - действительно, полное доверие!
Вернусь к сегодняшнему богослужению.
По окончании службы некоторое расстояние от храма мы прошли с двумя паломницами, которые в течении последнего года часто приезжали в монастырь именно по причине того, что им понравился игумен монастыря – отец Евсевий: добрый, отзывчивый, внимательный...
И вот обсуждая события последних времен, одна из них сегодня сказала:
- Я заметила, что некоторые люди очень стремились наладить с отцом Евсевием дружеские, отношения, которые со стороны могли бы расцениваться неоднозначно. Однажды я заметила, как одной из работниц монастыря было обидно, почему он прошёл мимо неё, и даже кратко не поговорил, в то время, как с другой поговорил долго…
На что Татьяна ответила:
- Меня тоже напрягали эти «навязывания» себя… Я однажды услышала, как одна женщина говорила, что игумен – друг их семьи. Если говорить о близком общении с духовником, то, по моему мнению, неприемлемо священника считать другом семьи. Не нужно, чтобы он был визитером дома, постоянным спутником в паломнических путешествиях и т.д. В силу того, что церковная жизнь и так предполагает ситуации общения вне богослужения (общение в воскресных школах, культурные мероприятия, послушания и т.д.), то своего рода дружеское общение, конечно, имеет место быть, но, если желание пообщаться со священником вне службы становится важнее стремления пойти в храм на службу, - то здесь нужно сказать себе «стоп»! То есть, я считаю, что духовник не может быть другом семьи, в полном смысле этого слова.
- Я полностью с тобой, Таня, согласна, – вступила в разговор я.
- Мария, Галя, вы преувеличиваете! Священник может иметь дружеские отношения с прихожанами. Отец Евсевий для многих семей, по-моему, стал другом. Для семейных пар это общение вряд ли вредило. Хотя, вы правы: девушек и одиноких женщин, которые искали с ним, как духовного, так и душевного, общения, - его некая отстраненность, возможно, немного смущала или обижала.
- Галя, безусловно, отец Евсевий, а ныне - владыка Евсевий, живой человек, возможно, ему не всегда удавалось отказаться от "навязываемого" дружеского общения, но, определенный «заслон» в общении с духовными чадами он всё же выставлял всегда. Во всяком случае, с большинства насельниками и паломниками он хранил дистанцию: не потакал разным прихотям, по необходимости был строгим, решительным и кратким в общении с «навязчивыми» людьми. Он не «выяснял отношений» с теми, кто не был удовлетворен службой, проповедью, или исповедью.
- Мария, и все же было заметно, что к некоторым людям у батюшки было более снисходительное отношение. Конечно, как священник, он хорошо осознавал, что далеко не все его духовные чада живут подлинной духовной жизнью, стремятся к спасению своей души, очищению ее от страстей. Ведь многие к нему «прилеплялись» лишь потому, что рядом с ним можно было отогреться. Они приезжали в монастырь, оставались здесь на определенное время, потому что просто рассчитывали встретить здесь человеческое участие, внимание, а иногда и материальную поддержку.
Переезжая в монастырь, они не стремились к постнической монастырской жизни, они просто преследовали цель жить под "крылышком" отца Евсевия. Для того, чтобы заполучить его доброе расположение к себе, - они жаловались ему на свою неустроенность, «выплакивали» у него всепрощение, заботу, а, он, по своей доброте, жалел их, оберегал от житейских трудностей, проще говоря, - некоторые люди годами жили в монастыре, «купаясь» в любви игумена… Такие отношения не полезны для спасения души.
- Не знаю, Галя, кого ты сейчас имеешь в виду. Я, по своей греховности, тоже иногда замечала какую-то фальшивость в отношениях людей к отцу Евсевию... А, может, мне только казалось... Скорее всего, это были мои домыслы...
К примеру, мы тоже много лет живем при монастыре. На своем примере я понимаю, что у меня образовалась сильная привязанность к отцу Евсевию, не только как к священнику, но и как необыкновенно чуткому человеку. Наверное, я тоже грешила, пользуясь его добрым отношением ко мне.
Мне, если честно, сейчас очень трудно переживать расставание. Но, я благодарна Богу за то, что в моей жизни встретился такой человек. Я даже благодарна этому расставанию: оно обнажило мою привязанность, о которой я и не догадывалась.
- Мария! Время и расстояния лечат! Полюбим нового! Мне очень понравился будущий игумен: и приятный, и добрый, и умный, и, по-моему, в меру строгий. Мы очень быстро привяжемся к нему. Я на исповедь к нему сегодня сходила. Я на себе почувствовала его требовательность к соблюдению церковной дисциплины. Он наведет порядок в монастыре! - воскликнула Галина.
- Свою привязанность к отцу Евсевию я расцениваю, как неизбежную плату за его хорошее отношение ко мне. Но, Галя, мне точно известно, что время не лечит, оно лишь притупляет. Мне запомнились слова из книги французских психологов: «Пустота из-за потери не может быть заполнена». Это нормально, что душа тоскует от потери… Тоска - это одно из самых таинственных действий души. Суровая реальность такова, что пережить любую потерю можно, лишь болея, то есть, ощущая эту потерю.
Я понимаю, что нового игумена нужно принять. Я вижу, что он тоже очень душевный человек. Просто лично для меня он не заменит отца Евсевия.
А о каком порядке в монастыре ты, Галя, говоришь? Здесь всегда был порядок. Всё выстраивалось на христианской любви, на понимании чужих немощей.
- Представляешь, Мария, как тебе было бы неловко, если бы иеромонах Аристарх узнал, что ты отторгаешь его, не принимаешь душой…
- Я не отторгаю его. Я беру паузу… Уважать его, как духовное лицо, я конечно, буду. Отец Аристарх опытный пастырь, и если бы он узнал о моём душевном состоянии, то он должен был бы одобрить мою привязанность к духовнику. Ведь под его духовным руководством тоже были чада, на которых он тратил свои время и силы, помогал им в самые трудные моменты жизни… Вот сейчас он переехал к нам… И что? Его духовные чада должны теперь с легкостью доверить свои души другому священнику?
Пожалуйста, оставьте свой комментарий ниже, проставьте отметку затронул ли Вас рассказ, подпишитесь на мой блог и т.д.
В моём блоге вы можете прочитать рассказы из жизни, об опыте преодоления скорби, о пути к Богу, о паломничестве в Лавришевский монастырь.
Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:
Комментариев нет:
Отправить комментарий