! Сегодня

Отзывы читателей легли камнем на мою душу...

В продолжение рассказа «Паломничество в Лавришевский монастырь»
1). ПРЕДИСЛОВИЕ:
     После публикации рассказа «Паломничество в Лавришевский монастырь» со мной связались несколько человек, которые высказали свое мнение в отношении описанного в нем неординарного для Лавришевского монастыря случая.
   Одна из читательниц недоумевала, зачем на просторы интернета вкладывать случаи, которые делают антирекламу монастырю и новому намеснику... Спросила, есть ли у меня благословение писать о монастыре… Отвечаю: нет, благословение вести блог я не брала.
    (О монастыре я пишу много лет, правда, писала в основном хвалебные рассказы… И только один человек за много лет недавно спросил, есть ли у меня благословение писать восторженные рассказы о Владыке Евсевии… "Ведь для него, как для монаха, - это не полезно", - сказала она.)
  Только я не понимаю, почему не полезно. В своем блоге я пишу то, что я чувствую.
 Об этом я рассказала в публикации Послесловие к Аудио-рассказу о Владыке Евсевии 
  Я еще раз напомню, с какой целью я создала свой блог.
 Начну с того, что он имеет тему "Мамочка, душа болит?". 

Надеюсь, по его названию вы поняли, что мои рассказы в основном посвящены теме материнства. И не просто материнства, - а той боли, которую суждено пережить каждой матери, родившей в этот мир ребенка, уже с первых моментов его жизни.
    (О том, как создавался блог, вы можете почитать, пройдя по ссылкам:
Просьба к посетителям блога "Мамочка, душа болит?"
Обращение к посетителям блога

Дорогие читатели моего блога!

  В нем много личного, субъективного. Ведь для того, чтобы его читали, отношения: я и мой читатель – не должны быть иными. 
   Вместе с тем, хотелось бы напомнить, что в своём блоге я пишу о том, чем живу, что меня интересует, что волнует, что заставляет мою душу сопереживать людям. 
    В блоге больше двухсот рассказов о тяжелых судьбах женщин-матерей.
         Тема Лавришевского монастыря - попутная тема, так как она переплелась с судьбами женщин, о которых я писала в своих рассказах.

   2). Кратко смысл  рассказа «Паломничество в Лавришевский монастырь»:
         В монастырь приехала группа многодетных семей…
     В суматохе ежедневных насыщенных отцовских и материнских будней, в единственный свой выходной день в неделю, эти родители выкроили время, чтобы приехать в далекий монастырь…
         Кого, как не их, в монастыре должны были радушно принять?
         Но, этого не произошло...
    К сожалению, люди (и даже те, кто много лет трудится в монастыре) в настоящее время очень сильно искалечены главными грехами нашего времени – эгоизмом и черствостью.
 
  3) Реакции читателей на рассказ:
       Среди отзывов были и мнения постоянных читателей моего блога, которые на протяжении нескольких лет читали мои восторженные рассказы о монастыре, и которые в этот раз задавали мне один и тот же вопрос: «А что же случилось с монастырем?».
      Кому-то показалось, что я не могу смириться со сменой намесника монастыря, говорили, что в рассказе прослеживается личное неприятие нового намесника.
   Некоторые читатели «между строк» прочувствовали мою личную обиду, предположив, что эта ситуация оскорбила мое самолюбие и повлекла написание рассказа.

    4Ответ на ваши мнения:
     Да, конечно,  мои дорогие, эта ситуация задела мое самолюбие… (А оно у меня «ОГО-ГО! какое»!)
    Да, конечно, я пропускаю все поступки исполняющего обязанности намесника монастыря, отца Аристарха, через «призму сравнивания» его действий с действиями Владыки Евсевия. 
    Но, я его не осуждаю, я просто сравниваю...
   Я не настолько наивна, чтобы не принимать ситуацию смены руководителя.
  Я имею тридцатипятилетний стаж работы в должности главного бухгалтера, «пережившего» смену пяти начальников. И я знаю, что при смене руководителя, меняется многое… И… это – нормально!
    Да! Я - не из тех, кто преклоняется, льстит, подстраивается... Но, я могу долго терпеть... молчать... (особенно, если мне это выгодно),  а потом "взорваться"...
      Что и произошло...
    В ситуации, описанной в рассказе, я хотела сделать акцент не настолько на поступках (в какой-то степени, я понимаю поваров; в целом, отношения между нами неплохие), как на отношениях «руководитель-монах – мирской-подчиненный». 
  В монастыре эти отношения выстраиваются на понятии «Послушание – превыше всего». 
    (На мой же взгляд,  послушание игумену со стороны монаха - органично, так как монах давал обет Богу.  Подчинение мирских людей, не преследующих целей монашества,  не должно быть слепым. Если данное игуменом указание  причиняет  неудобства ближнему, необходимо что-то уточнить...).
    Конечно, "со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Однако, за лишний воспрос здесь не бьют.
  По моим наблюдениям, "послушание" у нас (мирских людей) чаще всего  выглядит так:  если я что-то сделаю  не так, то у меня всегда заготовлен ответ: "Меня так  благословили. Послушание – превыше всего". 
   Позднее, чаще всего, выяснится, что я что-то не так поняла...
    В своем рассказе я отмечала, что в «доброте и отзывчивости монашествующих я не разочаровалась за столько лет! "Портят духовную атмосферу мирские люди, на время поселившиеся в монастыре»/цитата из рассказа/.
    Лично мне, наблюдающей жизнь монастыря «со стороны», показалось, что отец Аристарх допустил ошибку в том, что он с первого дня стал учитывать мнение опытных «постояльцев» монастыря…, в том числе мирских, проработавших в монастыре много лет, считая, что они знают лучше него, как правильно поступать в конкретной ситуации … 
         Это мое мнение.  Конечно, я могу ошибаться...
    Владыка Евсевий имел многолетний опыт руководства,   иногда, кроме всепрощения и снисходительства, он допускал строгость в отношении людей, выстраивал грани... 
  Опять же, напоминаю: я высказываю свое мнение. Меня никто не уполномочивал его высказывать на страницах интернета. Мое мнение может быть ошибочным! Оно может вам не нравиться! Это - мой блог. Это – мой интернетный дневник!

      5) Почему меня задела ситуация с паломниками:
      О ситуации, описанной в рассказе…
    Так сложилась моя судьба, что я несколько лет назад переехала жить поближе к монастырю, но, хочу отметить, что в течении пятнадцати лет я собирала группы людей из города Береза, в котором я жила до переезда, - с целью потрудиться, то есть принять участие в работах по возрождению монастыря.
   О людях из моего города Береза, которые до сих пор продолжают ездить в монастырь, я стараюсь позаботиться максимально. И по своей греховности, из-за своей завышенной самооценки, я считаю, что имею право обратиться к работникам монастыря с просьбой: особым образом позаботиться о паломниках, приехавших из Березы.
    Да, конечно, я ничем не лучше тех работниц кухни, которые в тот день отказали в моей просьбе, объясняя свой поступок со своей точки зрения, и выполняя свое послушание так, как они считают правильным…
        
    6) Отзывы читателей легли камнем на мою душу...
      Я много рассуждала над высказанными моими читателями мнениями, и, честно признаюсь, в моей душе образовался «неподъемный камень»…
    (То есть: вы имеете право на свое мнение... имеете право упрекнуть меня в том, что я думаю иначе... Но, не позволяете мне выразить мнение, которое отличается от вашего).
    Причина моей «холодности» к отцу Аристарху  (за которую вы меня упрекнули) в том, что священник, к которому я приобрела доверие за много лет, у меня уже есть – это Владыка Евсевий.
     Он согревал мою душу в самые тяжелые годы моей жизни: годы, которые я так сильно хотела бы забыть, но не могу.
         Это он помог мне  выжить тогда… За что я перед ним (конечно же, в первую очередь, перед Богом, который послал его в мою жизнь) в неоплатном долгу.
     Я не сомневаюсь, что для многих людей таким священником станет (и, естественно, для многих уже стал)  отец Аристарх!
         Благодаря полученному от отзывов негативу, я оказалась на исповеди у отца Аристарха…
         Причем, это была не первая моя исповедь у этого иеромонаха…
     Тайна исповеди – есть тайна… Я не буду вдаваться в подробности…
     Но, в целом, о своих эмоциях, о своих переживаниях перед и после этой исповеди, я позволю себе порассуждать.
         Известно, что на «экстренную» исповедь люди редко идут с легкостью. Я, как правило, иду в случаях, когда у меня «земля начинает уходить из-под ног», когда уже испробовала все методы и средства для избавления от душевных мук, но справиться с болью не смогла.
    Не смущайтесь, живя при монастыре, я сравнительно часто хожу на «дежурные» исповеди (это, когда исповедуешь только грехи… и когда тебе все равно, какой священник принимает исповедь), но бывают другого рода исповеди, - они  больше похожи на желание «излить душу»…
    В этот момент ты идешь именно к тому священнику, который способен за короткое время понять глубину твоей боли. То есть ты приходишь  к нему, потому что выбрал именно его…
         Может быть, это была случайность, но, на исповедь на вечерней службе в тот день вышел именно отец Аристарх…
     Перед тем, как подойти на исповедь, я очень волновалась (совершенно не участвовала в богослужении), я готовилась, слушала свою совесть, обдумывала, что сказать, как сказать…  
    Конечно,  я  сама себе лукавила, потому что, предполагая, что ему уже доложили о моем рассказе,  хотела «предстать» перед ним в лучшем свете.
      В последние секунды я просила у Бога, чтобы дал мне ум не превратить исповедь в осуждение чьих-то действий, а излить именно свои переживания.
    Кроме того, я шла попросить у отца Аристарха прощения за то, что я «выставила» вокруг себя ограждение и какое-то непринятие его, конкретно для себя, - как духовного руководителя.
     Никаких отрицательных эмоций я к нему никогда не испытывала. Каждому, кто ранее спрашивал о моем мнении о новом настоятеле, я отвечала, что он добр, отзывчив, тактичен.
    Отец Аристарх обладает не только искусством диалога, но, и слушания и слышания, понимания и сострадания (а это очень  востребовано на таких «экстренных» исповедях, как никогда).
     С такой исповеди иногда всё и начинается - и доверительные отношения, и  духовный путь, и духовное водительство, так зарождается связь: «отец-чадо».
    Цель, с которой я шла на исповедь к отцу Аристарху (получить умиротворение), была достигнута мною, за что я ему очень благодарна. Я ведь понимаю, что для того, чтобы успокоить человека, нужно поделиться с ним своими душевными силами.
     В основе нашего духовного сближения, на мой взгляд, в этот раз ключевым было его особое отношение ко мне в момент исповеди, как к конкретному человеку. Это, конечно, добавило «плюс» к его другим положительным качествам, которые я, естественно, отмечала и до этой исповеди... Успех был достигнут, благодаря чуткости, уму и доброму сердцу самого отца Аристарха.
     Считаете, что это - опять мое самолюбие и желание, чтобы меня заметили «в толпе»? (кстати, меня в этом упрекнула одна из сестер монастыря, прочитавшая рассказ).
    А мне казалось, что я все-таки в течении пятнадцати лет очень старалась, чтобы в монастырской среде заметили мои бескорыстные труды, а заодно - и меня в не такой уж и многочисленной «толпе».
      Скажете: "Это был мой труд «Во Славу Божию»?…"
      По-христански, по-православному, - да! Это труд не для людской оценки …
      Мне, конечно же, в монастыре  никто ничего не должен… Никто благодарить или хвалить меня не обязан, ибо я все делала по своему порыву, меня  не просили…
         Но, увы, я далека до святости…
     
      7). Важность исповеди. 
      Исповедь - это основное, а иногда единственное место и время встречи священника с кающимся человеком. Иногда очень важно, чтобы слушающий - СЛУШАЛ… (Теперь очень модно говорить: «Я вас услышал…).
    Это – не только  отношение священника, как педагога, отца, друга, судьи и защитника одновременно, но и желание стать тем, кто за этого, далеко не идеального человека, готов предстать с ходатайством перед Богом.
       Конечно, кроме в священника на исповеди, есть главное - и оно таинственно и вдохновенно  – присутствие Бога.
        Я сейчас веду речь о той особой роли священника в таинстве покаяния – когда человек подходит к нему с исповедью откровенной и, одновременно, сокровенной.
   Здесь не важно: какой человек: пришедший в церковь впервые, или находящийся в ней давно, здесь важно то, что это его приход в период житейских невзгод и трудностей, быть может, из-за какого–то жизненного тупика или катастрофы.
 Это - когда ты,  очень неблагополучный, подходишь к священнослужителю – человеку, вполне благополучному в духовном плане, приобщенному, казалось бы, к самому высокому, что только есть на земле, и ждешь от него понимания, поддержки и утешения.
        
       8). Осадок от одной паломнической поездки
        Я часто вспоминаю свою первую поездку в Почаевскую Лавру. Это было в тот мой горький период жизни… У меня: один сын...  в местах…., второй – на грани отчисления с учебы, дома - парализованная мать, на работе - серьезная ревизия, цель которой: снять меня с должности по причине того, что мой сын   "в местах" (а я - на руководящей должности в органах..., что в этой системе несовместимо)…
     Одна моя воцерковленная знакомая посоветовала мне для начала поехать в далекую Лавру, подать записочки, и там, где меня никто не знает,  исповедаться за всю жизнь.
     Каково же было мое потрясение, когда у меня не приняли записочки-сорокоусты за моих сыновей,  по причине того, что они не причащаются в данный период жизни (а я -то  в тот период готова была  жизнь положить за то, чтобы мои дети пришли к Богу и жили благочестиво! Не из-за работы, не из-за мамы я приехала на генеральную исповедь. Из-за детей!).
      На исповеди  иеромонах, к которому я попала, отстояв длинную очередь, стал спрашивать исключительно о причинах, которые могли привести мою жизнь к такому краху. В том числе об отношениях с мужем. Пришлось каяться в грехах, которые я в своей жизни и озвучить бы не решилась (хотя они в большей степени уже были исповедованы перед священниками нашего города, просто исповедованы были, не вдаваясь в подробности).  
— А вы с мужем венчалась?
— Нет, батюшка, он ведь и в церковь-то не ходит.
— А раз так, то вы все это время в блуде с ним жили.
— Да что вы, батюшка, у нас уж и дети выросли…
      Выслушав меня, он сказал, что причащаться мне нельзя, так как я не венчана со своим мужем. (На тот момент мы уже прожили в браке двадцать два года, а не венчаны были по причине того, что когда мы женились, муж был военным офицером, венчаться которым в советское время было запрещено).
    Я взмолилась перед иеромонахом так, как, может, Богу на тот момент не молилась! Я ведь так жаждала Причастия в Святом месте! Потому что мне казалось, что именно здесь, в Почаево, находится ключ к разрешению всех моих проблем!
     Я получила допуск на Причастие через наложенную на три года Епитимию: многочисленнее ежедневные поклоны… Эти поклоны для меня в некоторые периоды становились сущим адом… (Отступлюсь: недавно мне один иеромонах нашего монастыря посоветовал поделать поклончики, - так у меня просто паника в душе появилась от страха ожидания, сколько поклончиков он мне сейчас посоветует...).
  Чем все закончилось?
  Через месяц после возвращения из Почаевской Лавры, я попала в Лавришевский монастырь, через неделю мы здесь венчалась… Венчал нас отец Евсевий (на тот момент - отец, ныне - Владыка).
    А еще через месяц мой муж приехал в монастырь на  пару недель. 
    Задержался в нем  уже на шестнадцать лет...
     Поклончики я «ложила» до истечения трехлетнего срока Епитимии…
 
    Так вот! Для многодетных  паломников, которые приехали в тот день  в монастырь, неприятный осадок от посещения монастыря из-за "поведения" кухонных работников может остаться на всю жизнь.

p/s/ Раз вы здесь... значит, вы дочитали рассказ до конца. Я хочу признаться вам, что негативное письмо я получила только от одной сестры монастыря... Я специально изложила историю так, чтобы, (если она будет читать это мое повествование), ей не было так болезненно горько на душе, как было мне после ее письма.
 Я изложила ситуацию так, как будто бы  мой рассказ возмутил… не только ее
На страницах моего блога вы найдёте много рассказов, которые затронут глубины вашей души.


Кликнув по картинке ниже, вы перейдете в новый рассказ:
 

 

1 комментарий:

  1. Вы написали так, как чувствуете вы. Действительно, это ваш блог. Кто считает по- другому - пусть изложит свои чувства на своих страницах соц сетей. Я знаю, что и в монастыря всякое бывает. Это же жизнь. Читая Жития святых, мы узнаем, что бывало, иони грубили. Человек немощен. Что касается Владыки Евсевия, - добрейшей души монах. Но, и он, возможно, кого-то обидел. Лично я благоговейно о нем вспоминаю. .

    ОтветитьУдалить

Последние рассказы

PR CY

Анализ сайта

Нумерация страниц блога